Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
318 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ самовольную Христа ради нищету воспріяли, оставивше и домы
и села и отцовъ и матерей и чадъ и шедшій по Господѣ. Тако-
вый былъ монахъ и начальникъ всѣхъ пустынножителей и св.
Іоаннъ Креститель. Былъ истинный монахъ и пустынножитель и
св. Илія и Елиссей и Даніилъ и прочіе. Вторый чинъ монашескій
или монахи прямѣйшіе уже были во дни еще апостоловъ святыхъ,
во градѣхъ живущіе и внѣ градовъ. Отъ исторій древнихъ оте¬
ческихъ мощно вѣдать, что они и постригалися и отличныя одежды
носили отъ прочихъ христіанъ. Зри списателей древнихъ о семъ
въ Чети-минеяхъ и Прологахъ. Но со времени Похомія, каторому
ангелъ, въ образѣ великаго чина современныхъ иноковъ, далъ
въ руки дщицу, имущую написанные уставы иноческаго житія,
началось нынѣшнее монашество въ великомъ ангельскомъ образѣ». Еоея ради вжы начался чинъ монашескій? «Вѣмы, что слово
сіе не монахъ греческое, но моносъ, славенски же знаменуетъ
уединенный, то есть единъ пребывающій или въ обществѣ сице-
выхъ же, яко самъ, а не какъ нѣкій глаголютъ, что единъ токмо
пребываяй безъ вида и сообщенія прочихъ... Убо сіе слово, что
есть монахъ, не сильно протолковано и видно, куда оное умникомъ
совѣстнымъ натягивано. По истинѣ туда клонено, чтобы отъ всѣхъ
градовъ изгнать монаховъ и въ пустыя мѣста поразсылать и тамъ
постригать не велѣть. И безъ того нынѣ зѣло мало охотниковъ
къ монашеству обрѣтается; а когда еще отъ пахатныхъ не при¬
нимать по новому узаконенію—чего во всѣхъ вѣцѣхъ никогда же
и во всѣхъ христіанскихъ благочестивыхъ странахъ и государ¬
ствахъ отъ начала христіанства до селѣ не было, кромѣ гоните¬
лей на святую вѣру,—то и совсѣмъ монашество пресѣчется. Долж¬
но убо было бы прямо и праведно составлять о монашествѣ пи¬
саніе, а не хитро и коварно, какъ видно всякому со вниманіемъ
чтущему, куда и въ какую сторону натягивано. Когда и чело ради монастыри начало свое воспріяли? «Мона¬
стыри начались съ самыхъ первыхъ вѣковъ по Христѣ, яко же
увѣдати мощно отъ древнихъ достовѣрныхъ исторій и историковъ
и лѣтописцовъ, которыхъ ищущій и обрящутъ». Коея ради вины ввели монаховъ въ градъ? «Первая вина—ради
добродѣтельнаго ихъ житія, дабы образъ всѣмъ христіанамъ во
градахъ живущимъ могли быти и въ подражаніе; вторая — ради