Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 317 вія, на которыхъ то и другое опиралось и опредѣлить ту Форму,
въ какой старое понятіе явилось въ сознаніи его защитниковъ
въ переходную для него эпоху. Здѣсь выясняется передъ нами
самый принципъ древнерусскаго монашества — то, что было
въ немъ жизненнаго, что привязывало къ нему народъ и давало
ему значеніе одной изъ важнѣйшихъ Формъ народной жизни. Маркеллъ выступаетъ на защищеніе монашества, какъ на
святой и богоугодный подвигъ во славу имени Божія и начинаетъ
его благоговѣйною молитвою: «помози ми Боже Спасителю мой,
славы ради имени святаго твоего». Впрочемъ общій тонъ его апо¬
логіи не соотвѣтствуетъ ея благочестивому началу. Маркеллъ раздѣлилъ свою апологію на десять статей или
главъ, которыя онъ назвалъ изъясненіями. Что есть монашество и какая должность чина монаше¬
скаго? «Монашество есть совершеннѣйшее житіе христіанское и
чинъ, соединенный съ присягою или обѣщаніемъ, еже сохранити
утвержденное при постриженіи власовъ и при воспріятіи соб¬
ственныхъ монашеству уставленныхъ, древними святыми утвер¬
жденныхъ и ангельскимъ явленіемъ Похомію великому подан¬
ныхъ одеждъ». Высшее совершенство его состоитъ въ томъ, что
монахъ обѣщается сохранить не только заповѣди Христовы, но
и совѣты—нищеты, чистоты и послушанія ради Бога. «Понеже
прочіе (простые смертные), пристрастившеся къ житейскому попе¬
ченію о женахъ и дѣтяхъ, о имѣніяхъ и стяжаніи сихъ и о иныхъ
купляхъ житейскихъ и упражненіяхъ, не могутъ вси одинаковы
быти, пачеже не могутъ вси въ безбрачіи и нищетѣ и послуша¬
ніи Бога ради, совершеннаго и общежительнаго самаго житія по-
лучити и стяжати; и того ради самъ Богъ чрезъ Церковь свою
святую умыслилъ сицевый чинъ святый и непорочный, ради вы-
шереченныхъ винъ, по божественному своему совѣту и усмотрѣ-
нію, уставити, паче же ради пользы великія православныхъ всѣхъ
христіанъ». Когда начался чинъ монашескій? «Вѣдати подобаетъ всѣмъ,
что чинъ монашескій есть трегубый. • Едини суть монахи, ко¬
торые, хотя постриженія монашескаго или одеждъ не имѣютъ
или не имѣли никогда, обаче дѣла или нравы монашескіе ис¬
полняютъ. И таковые были первѣе апостоли святіи, которые