Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
316 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ наторской, и опасающеся гнѣва и противовостанія на себя, яко
человѣцы боязливый и твердости крѣпкой духовной въ себѣ не
весьма имущій, хотя и мудрый и учители церковный сихъ послѣд¬
нихъ уже вѣковъ, подписалися. И сіи вси имѣютъ извиненіе и за
простоту свою, яко просто,, а не отъ хитрости каковой, подѣлав¬
шій, или ради невѣденія, или страха ради, или иной каковой ради
вины не подлежатъ суду Божію и великому и крайнему правосу¬
дія Его казни; съ ними же сихъ ради винъ, паче же'судебъ ради
своихъ, намъ неисповѣдимыхъ, и явитъ и да явитъ Господь мило¬
сердіе свое». Но къ Ѳеофану Родышевскій относится не такъ
снисходительно, угрожая ему вѣчнымъ мученіемъ. За тѣмъ онъ разбираетъ полемически, шагъ за шагомъ, изъ
страницы въ страницу, самый Регламентъ, пересыпая свой раз¬
боръ бранью и ругательствами на тогдашнихъ духовныхъ пра¬
вителей — первыхъ членовъ св. Сгнода. Тонъ его чрезвьиайно
рѣзкій. Маркеллъ обнаруживаетъ частную жизнь тогдашнихъ
духовныхъ правителей и публично порицаетъ ихъ тѣмъ, что ни
въ какомъ случаѣ не подлежитъ гласности и общественному суж¬
денію, а тѣмъ больше публичному осужденію. Въ первомъ пунк¬
тѣ онъ говоритъ о присягѣ членовъ духовной коллегіи; потомъ
о причинахъ замѣны патріаршества Оно домъ; дальше о дѣлахъ
подлежащихъ духовной коллегіи и дѣлахъ епископовъ; наконецъ
а домахъ училищныхъ, проповѣдникахъ слова Божія и мірскихъ
особахъ. Сообразно”съ своею предзанятою мыслію онъ старает¬
ся доказать, что патріаршество есть не только древнѣйшая, но
и единственно законная Форма церковнаго управленія. Подъ воз¬
раженіемъ подписался «старецъ узникъ Маркеллъ 1730 года
марта 3 дня». Отстаивая патріаршескую Форму правленія противъ ново¬
учрежденнаго Сгнода, Родышевскій съ такой же горячностію
отстаиваетъ древнерусскую Форму монашеской жизни противъ
новыхъ постановленій о монашествѣ, особенно противъ извѣстнаго
указа 1724 года. Сочиненіе Маркелла составляетъ цѣлую книгу,
которую можно бы назвать апологіей или защищеніемъ монаше¬
ства. ѲеоФанъ написалъ отвѣтъ на нее въ духѣ новыхъ постанов¬
леній о монашествѣ. Въ эпоху борьбы двухъ понятій стараго и
новаго любопытно сопоставить и сравнить между собою основа-