Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 315 нархъ и приснославный и приснопамятный Государь, желая и
духовный чинъ видѣти въ древнемъ христіанскомъ добромъ и са¬
момъ богодухновенномъ состояніи, повелѣлъ написать Регламентъ
Духовный, какъ правитися чину всему духовному, который ниже
бы мало разнствовалъ, но во всемъ былъ бы согласенъ догматамъ
святыя восточныя православныя греческія Церкви и ученію истин¬
ному — древнему ея исповѣданію всѣхъ святыхъ седми соборовъ
вселенскихъ, учителей церковныхъ и преданію соборному, такожъ
апостольскому, яко и святыхъ отецъ. И на сіе усматривая мужа
таковаго, который бы искусенъ былъ великой премудрости и въ
вѣжествѣ святаго нисанія и святыхъ соборовъ и святыхъ отецъ,
самъ сущи многотруденъ и многодѣленъ и въ воинскомъ упраж¬
нялся обученіи и во многихъ браняхъ и побѣдахъ, отъ многораз¬
личныхъ и многократныхъ разговоровъ возмнѣлъ таковаго быти
отъ его величества на престолъ епископіи псковской произведен¬
наго Ѳеофана Прокоповича, которому надѣялся, что онъ яко въ бла¬
гочестіи и рожденъ и взрослъ и внѣшняя ученія прошелъ, кто-
мужъ остроуменъ, имѣетъ замышленное его величествомъ дѣло
добрѣ и непорочно управить по разуму святыя Церкви; и того
.ради повелѣлъ ему ради исправленія церковнаго, будебы въчомъ
видѣлъ онъ неисправный чинъ духовный въ Россіи, составить
Регламентъ Духовный и повѣрилъ ему, какъ бы доброму человѣку
и правовѣрному мужу. Ѳеофанъ Прокоповичъ, составивъ Регла¬
ментъ оный, предложилъ многотруднѣйшему Монарху къ подпи¬
санію руки высочайшей его, который прочелъ ли или нѣтъ и по-
вѣря совѣсти онаго Прокоповича и искусству и мнимому благо¬
честію,' приложилъ руку свою монаршую. И прочій господа сена¬
торы, въ собраніи сущій въ Сенатѣ, оный Регламентъ Духовный
слышали, и понеже не духовными дѣлами, но гражданскими отяго¬
щеніи и въ нихъ упражняющіеся, ктомужъ видя Монарха своего
великаго, приложившаго руку, и сами приложили, вѣря такожде
совѣсти его епископской, еще же епископа православнаго мня¬
щагося быти. Духовныя лица вси такъ разумѣется, что видяще
монаршеской и сенаторскихъ рукъ, и иной своей братіи архіе¬
реевъ и архимандритовъ и игуменовъ приложеніе, и сами прило¬
жили; иніи же хотя и совершенно вѣдали написанная, но обаче
снисходяще по повелѣнію и чести подписанію руки царской и се-