Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
308 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ скимъ епископомъ Гедеономъ Вишневскимъ о книгѣ блаженствъ.
Гедеонъ сказалъ ему, что въ этой книгѣ много противнаго Церкви
и еслибъ писать, то можнобъ много написать». Любопытны слѣ¬
дующіе за тѣмъ вопросы: «введенныхъ обычаевъ внѣшнихъ, яко
брадобритія, платья иностраннаго и обрядовъ разныхъ забавныхъ
не ставилъ ли онъ въ противность благочестію и въ томъ, также
будто въ презрѣніи Церкви, не говорилъ ли про ея величество?
Аврамовъ отвѣчалъ, что «въ Москвѣ во дворцѣ, въ залѣ боль¬
шомъ, усмотрѣлъ онъ, что вверху написана исторія Еллинская и
въ тожъ время прилучилося въ той залѣ быть троицкому архи¬
мандриту Варлааму; и онъ говорилъ тому архимандриту, что
лучше бы въ оной залѣ вмѣсто языческой исторіи написать исторію
Христову, или царя Давида, или-де Соломонову изъ библіи. А
больше ни о чемъ о томъ онъ ни съ кѣмъ не говарцвалъ и ника¬
кія дѣла и дѣйствія, отъ иностранныхъ принятыя въ Россіи, ни¬
какъ не нарекалъ и ни съ кѣмъ о томъ не разсуждалъ». «Когда
онъ ногу повихнулъ—прежде исповѣди или послѣ и для чего при¬
чащался въ пятницу и не дождался по обычаю субботы, и гдѣ
причащался, въ церкви ли, или индѣ гдѣ и не было ли въ томъ
съ Маркелломъ согласія, чтобы увидавъ посылку скорѣе прича¬
ститься, будто готовясь къ страданію»? Аврамовъ отвѣчалъ, что
«ногу сломалъ прежде исповѣди, а причащался въ той болѣзни,
понеже былъ близъ смерти; и причащался въ домѣ у отца своего
духовнаго на постели. А съ Родышевскимъ у него согласія не
было, чтобы, увидѣвъ посылку, причаститься». Іона также показалъ, что «ничего не имѣетъ противъ ѲеоФа-
на, но написалъ все это отъ ревности по Церкви Божіей. Пункты,
на концѣ житія Ѳеофанова, написалъ онъ Іона по ревности своей,
къ поношенію новгородскаго архіерея Ѳеофана того ради, что
онъ архіерей умствуетъ, будто пречистую Богоматерь и святыхъ
угодниковъ Божіихъ въ помощь призывать и молитися имъ не
должно. Церковь проклинаетъ иконоборцовъ, а въ пунктахъ Ро-
дышевскаго показано, что онъ архіерей иконы идолами, а покла-
няющихся идолопоклонниками называетъ. Въ тѣхъ же пунктахъ
Родышевскаго написанъ онъ архіерей противникомъ Церкви свя¬
той, и того ради онъ Іона его, архіерея, съ товарищи признавалъ
за еретиковъ, а ѵіѵаі ему архіерею написалъ онъ вмѣсто собор¬