Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 307 церковной, не имѣетъ. «Въ какой силѣ онъ написалъ о рожденіи
и о житіи Ѳеофана и почему то знаетъ, и гдѣ, когда и въ чемъ
они съ Гедеономъ его обличали»? Маркеллъ отвѣчалъ: «о ерети¬
чествѣ и о церковной противности Ѳеофана дерзновенно и смѣло
онъ, Родышевскій, и Гедеонъ епископъ смоленскій обличали все¬
народно и всегда съ нимъ 'отъ божественнаго писанія спорили, и
о томъ о всемъ показано у него, Родышевскаго, въ доказатель¬
ствахъ его и въ возраженіяхъ на книги. А что онъ архіерей свя¬
тыя великомученицы Варвары мощи хулилъ и поносилъ и за то
мучимъ быль бѣсомъ, о томъ въ 1713 или въ 1714 годахъ ска¬
зывалъ ему, Родышевскому, кіевской школы учитель іеромонахъ
Михаилъ Рагузскій, что-де оный архіерей тѣ мощи хулилъ и по¬
носилъ будучи въ Глуховѣ въ гетманскомъ домѣ при гетманихѣ
Скоропацкой, и какъ отъ нея пріѣхалъ на квартиру свою, тогда
мучимъ былъ бѣсомъ часовъ съ семь при немъ Михаилѣ и при
прочихъ келейникахъ. Да въ 1718 году сказывалъ Родышевскому
келейный служитель его архіерейскій, Лука Левицкій, что въ С.-
Петербургѣ на невскомъ подворьѣ онъ архіерей мучимъ былъ
бѣсомъ же часа съ три; да и самъ онъ архіерей ему, Родышев¬
скому, сказывалъ, что бываетъ надъ нимъ меленколія и падаетъ
на землю и, что дѣлаетъ того и самъ не помнитъ. А о житіи и
о рожденіи его архіерея знаетъ онъ Родышевскій, потому что
самъ жилъ въ Кіевѣ и дѣтство его архіерейское видѣлъ и слы¬
шалъ отъ тѣхъ свидѣтелей, которые въ доказательствѣ его, Ро¬
дышевскаго, показаны; да и другіе многіе кіевскіе жители о томъ
вѣдаютъ, въ чемъ онъ Родышевскій шлется хотя въ повальной
обыскъ; да и ему Родышевскому, когда онъ съ нимъ архіереемъ
былъ въ дружелюбствѣ, -онъ Прокоповичъ сказывалъ, что мантію
самъ на себя надѣлъ безъ постриженія и говорилъ: Богъ-де меня
сохранилъ, что чернеческой діавольской одежды на меня не поло¬
жили».— «Что за дружба у него съ Аврамовымъ и Іоною»? Ро¬
дышевскій отвѣчалъ, что «у него дѣло церковное и другой друж¬
бы съ нимъ нѣтъ». Аврамовъ показалъ, какъ познакомился съ Родышевскимъ
въ Симоновѣ монастырѣ, разсуждалъ съ нимъ о ересяхъ Ѳеофана
и передавалъ его порученія Варлааму. — «Не разсуждалъ ли онъ
еще съ кѣмъ о противностяхъ ѲеоФана»? «Говорилъ съ емолен- 20*