Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 305 тей, въ видѣ гимновъ и молитвъ, также съ обличеніемъ ѲеоФ&ва
въ еретичествѣ. «Что хвалишися еретиче, во злобѣ сильне? Возлюбилъ еси ере¬
тичество паче благочестія, испровергаеши Церковь православную
еретичествы твоими. Сего ради Богъ разрушитъ тя до конца,
якоже и товарищей твоихъ Ѳеодоса и Овсянникова; узрятъ бо
благочестивые и возрадуются и рекутъ: сей еретикъ не положи
призывати въ помощь Богоматерь и святыхъ угодниковъ и ис*
чезе ко отцу своему сатанѣ». «Минеи четій Февраля въ 2 5 день, въ житіи святаго Тарасія
патріарха цареградскаго, на листу 741 на оборотѣ, напечатано
сице: не почитающимъ святыя иконы—анаѳема; нарицающимъ
идолами иконы святыя — анаѳема; приводящимъ словеса боже¬
ственнаго писанія противу святыхъ иконъ — анаѳема; отвергаю¬
щимъ преданіе святыхъ отецъ, якоже отвергаше Арій, Несторій,
Евтихій, Діоскоръ, нехотящимъ пріяти тая — анаѳема; глаго¬
лющимъ иконы святыя не отъ святыхъ отецъ быть преданныя —
анаѳема; глаголющимъ, яко Церковь каѳолическая пріемлетъ
идолы — анаѳема». «Виждь, Прокоповичь, отъ святыхъ отецъ написано вашей
братьѣ еретикамъ—виватъ; и нынѣ отъ насъ тошъ тебѣ буди и
съ товарищи твои, понеже прежде помянутый кіевскаго братскаго
монастыря, потомъ бывый въ Новгородѣ въ юрьевѣ монастырѣ
архимандритъ Маркеллъ Родышевскій цъ Верховномъ Тайномъ
Совѣтѣ оными пунктами доносилъ на тебя имянно, и за правое
свое доношеніе и за ревность по благочестіи и за охраненіе свя¬
тыя Церкви не точію отъ архимандричества отставленъ и отъ мо¬
настыря отлученъ, и по се время страждетъ во изгнаніи и въ зак¬
люченіи въ осьмомъ мѣстѣ, и нынѣ сидитъ въ Симоновѣ монастырѣ
не исходно 4-й годъ, а по тѣмъ своимъ пунктамъ со усердіемъ суда
и очныя ставки всечасно желаетъ; а ты еретикъ мочью своею
того шраваго обличителя своего чрезъ многіе годы въ тюрьмѣ
уморить ищешь, думаешь въ томъ своемъ лукавомъ еретичествѣ
не познанъ быти. Обличаютъ, а ты молчишь, къ отвѣту не спѣ¬
шишь, суда не просишь, только бъ больше не оглашали и неволею
къ отвѣту не принуждали. Ка-бы ты въ томъ правъ былъ, то
весьма бы давно самъ суда искалъ и за безчестье свое обороны 20