Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 303 гомъ собраніи, оные учители Родышевскій и Вишневскій его, Про-
коповичево, злочестивое неправое ученіе публично обличали ягъ;
и сверхъ того обличенія учитель Гедеонъ Вишневскій, прибывъ
въ Москву, о томъ его Ѳеофановѣ еретическомъ ученіи и о соб¬
лазнахъ объявилъ письменно преосвященному Стефану, митро¬
политу рязанскому и муромскому и всему освященному собору.
А когда онъ, ѲеоФанъ, въ епископы поставленъ и отпущенъ
въ свою епархію былъ, тогда пріѣхалъ въ Нарву и, собравъ въ цер¬
ковь всемилостиваго Спаса многія иноземческія персоны, при ко¬
мендантѣ Сухотинѣ, послѣ служенія своего говорилъ казанье са¬
мое еретическое и святыхъ угодниковъ Божіихъ хулилъ; такожъ
во Псковѣ и во псковскомъ печерскомъ монастырѣ такое жъ ере¬
тическое казанье народу сказывалъ, и тамо монастырскія наилуч¬
шія церковныя вещи забралъ, и съ патрахели и съ пелены жем¬
чугъ снявъ и возвратився въ Санктъ Петербургъ, началъ ерети¬
ческія книги составлять и писать, содружася съ Ѳеодосомъ. Сей
ученіемъ, а тотъ смѣлостію и дерзновеніемъ великимъ начали
явно всю святую Церковь бороть и вся ея догматы и преданія
разрушать и превращать и безбожное лютеранство и прочее
еретичество вводить и вкоренять: и тогда весьма отъ нихъ было
въ народѣ плачевное время. Учали быть вездѣ противу благоче¬
стія безопасныя бесѣды, и кто каковое хотѣлъ на Церковь поно¬
шеніе говорилъ, и всякое развратное и слабое житіе имѣти учили
смѣло; и такъ тогда поносима и воничтожаема святая Церковь со
всѣми догматами своими и уставами и преданіями была, что вся¬
кое благочестивое христіанское доброе дѣло единымъ словомъ—
суевѣріемъ называемо было; и кто въ нихъ, въ еретикахъ, былъ
пущій пьяница и нахалъ и сквернословъ и шутъ, тотъ званъ и
вмѣняемъ въ простосердечнаго и благочестиваго человѣка и на
высочайшія чести духовныя по ихъ еретическому предстатель-
ству возводимъ былъ; кто же хотя мало постникъ или воздерж-
никъ и богомольный человѣкъ, тотъ у нихъ званъ былъ расколь-
щикомъ и лицемѣромъ и ханжею и безбожнымъ и весьма не
добрымъ человѣкомъ, какъ видно и до нынѣ при немъ, Прокопо¬
вичѣ, во всѣхъ сообщникахъ его и въ первомъ келейномъ совѣт¬
никѣ его, Адамѣ; а кто не таковъ, тотъ въ крайнемъ отъ нихъ
гоненіи и ненависти есть, а отъ духовныхъ знатныхъ персонъ и