Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
зоо ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ раздраженію противъ Ѳеофана: «вѣдаемъ-де мы обхожденіе онаго
архіерея, какъ онъ въ Римѣ былъ. Да къ нему жъ и отъ папы
римскаго письма бывали. Здѣсь только объ немъ ничего не зна¬
ютъ». Варлаамъ въ покояхъ у себя спрашивалъ печерскаго на¬
мѣстника Романа Копу: «правда ли, будто въ печерской библіотекѣ
есть отеческія книги, перемаранныя рукою Ѳеофана»? Романъ
сказалъ: «да, имѣются». .Аврамовъ видался съ директоромъ типо¬
графіи Барсовымъ. Барсовъ — человѣкъ умный и авторитетъ
въ дѣлѣ учености—разсуждалъ, что Ѳеофановы книги, особенно
«О блаженствахъ» сочинена неправильно, потому что въ той
книгѣ напечатано, будто человѣкъ можетъ спасеніе получить од¬
ною вѣрою, а Церковь наша Восточная приняла, что для спасенія
при вѣрѣ необходимы добрыя дѣла.—Само собою разумѣется,.что
дѣло, въ которое, съ разною степенью интереса, вошло столько
лицъ, не могло долго держаться въ секретѣ. Въ послѣднихъ чи¬
слахъ Февраля 1731 года членъ Коллегіи экономіи И. П. Топиль-
скій принесъ къ Ѳеофану экземпляръ «его житія», распростра¬
няемаго Іоной и сказалъ, что ему далъ этотъ экземпляръ отецъ
его духовный, священникъ у Спаса въ Чигасахъ. Священника до¬
просили. Онъ показалъ, что эту тетрадь прислалъ ему для прочте¬
нія сынъ его духовный, живописецъ Романъ Никитинъ и объ¬
яснилъ обстоятельно, какъ это случилось. Романъ Никитинъ бралъ
у него прочитать Духовную митрополита Стефана. Спустя нѣ¬
сколько времени священникъ послалъ за ней своего сына. Ники¬
тинъ возвратилъ Духовную, прислалъ и означенную тетрадь — не
поохотится ли священникъ прочитать, что въ ней написано. По¬
звали къ допросу Романа Никитина. Этотъ показалъ, что ему
далъ тетрадь двоюродный братъ его, іеродіаконъ троицкаго под¬
ворья Іона. Скоро обнаружилось, что «житіе» сочинялъ Родышев-
скій. Ѳеофанъ обо всѣхъ, прикосновенныхъ къ дѣлу, донесъ въ Ка¬
бинетъ, какъ о распространителяхъ возмутительныхъ тетрадей. Но въ то время, какъ въ Кабинетѣ началось дѣло о «житіи»,
духовникъ Императрицы, архимандритъ Варлаамъ, представилъ
ей тетради, составленныя Родышевскимъ противъ Ѳеофана и при¬
несенныя къ нему человѣкомъ Аврамова. Трудно угадать, въ ка¬
комъ видѣ онъ представилъ это дѣло Государынѣ; кажется, онъ
скорѣе оберегалъ себя, нежели защищалъ Родышевскаго. Какъ