Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
18 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Протестантство, принявши за основу богословія св. писаніе, раз¬
вило у себя библейскую филологію, критику и, въ тоже время,
начало изучать христіанскіе догматы въ связи съ общею церков¬
ною исторіею. Ѳеофанъ предполагалъ составить полную систему богословія;
но успѣлъ окончить только семь трактатовъ: введеніе въ богосло¬
віе; ученіе о Богѣ; о св. Троицѣ; о происхожденіи Св. Духа; о
твореніи и промыслѣ; о неповрежденномъ человѣкѣ и объ оправ¬
даніи. При составленіи своихъ богословскихъ уроковъ онъ поль-
.зовался сочиненіями знаменитыхъ въ свое время протестантскихъ
богослововъ — Квенштедта1) и Гергарда2). «) Квенштедтъ (1617—1688) профессоръ и ректоръ виттенбергскаго уни¬
верситета, составилъ и издалъ систему богословія въ 4-хъ томахъ, въ 1685 г. 2) Іоаннъ Гершрдъ или Герардъ (1582 —1637) преподавалъ богословіе
въ Іенѣ съ рѣдкимъ успѣхомъ; отъ него осталось много сочиненій. Послѣ ѲеоФана Прокоповича, преемники его въ академіи по званію ректора
и учителя богословія, опять обратились къ стариннымъ богословскимъ руковод¬
ствамъ Ѳомы Аквината и схоластическихъ богослововъ. Но съ 1763 г., по ра¬
споряженію кіевскаго митрополита Арсенія Могилянскаго, взяты въ руковод¬
ство, въ преподаваніи богословія, уроки ѲеоФана Прокоповича. Наставники
распространили и дополнили ихъ по своему усмотрѣнію, неизмѣнно однакожъ
придерживаясь ихъ плана. Въ 1770-хъ годахъ явились въ печати отдѣльные
трактаты Ѳеофанова богословія на латинскомъ и русскомъ языкахъ. (Объ из¬
даніяхъ ихъ въ Словарѣ м. Евгенія и въ Обзорѣ русской духовной литерату¬
ры, т. II, преосв. Филарета.) Какая живость въ изложеніи у ѲеоФана, можно судить по слѣдующей
выпискѣ изъ сочиненія его: «йе ргосеззіопе ВрігіЪиз Запсіі» о ліонскомъ собо¬
рѣ: «соборъ оный есть весьма увеселительная исторія и достойная прочтенія,
если время дозволитъ. Нѣтъ ничего тамо невеселаго и непріятнаго, нѣтъ ни¬
какихъ споровъ и никакихъ преній. Но въ каждомъ засѣданіи великолѣпное
зрѣлище открывается, сирѣчь, какимъ образомъ святѣйшаго лапу діаконы
обуваютъ,' раздѣваютъ, облачаютъ, куда онъ обращается, когда онъ встаетъ,
стоитъ, сидитъ? Какимъ голосомъ начинаетъ церковные стихиры? Кто гово¬
ритъ къ народу: преклонимъ колѣна? Потомъ кто вопіетъ: горѣ имѣемъ серд¬
ца. Ибо всѣ сіи церемонійместеры именно тамъ описываются: а сіе, какъ я
думаю, знать къ великой пользѣ церкви послужить. Еще, сверхъ сего, повѣ¬
ствуетъ исторія, что, по окончаніи каждой таковой церемоніи и послѣ кажда¬
го папскаго тѣлодвиженія, самъ папа незнаемо что-то про повѣдываетъ, про¬
чій же отцы, тамо присутствовавшій, всѣ были настоящими зрителями комедіи.
Они ничего не дѣлали, ничего не говорили: толикая бо уже іп> тогдашнее
время обладала грубость и иевѣдѣиіо церковнаго правленія. На тотъ же самый
соборъ вызваны два великіе противоборцы, а именно Ѳома Аквинатъ домини¬
канецъ и Бонавентура Францисканецъ: но оный еще въ пути умеръ, а сей