Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 269 добно, понеже о томъ и св. Златоустъ въ бесѣдахъ на дѣянія^
въ нравоученіи восьмомъ, пишетъ, яко клянущіеся ниже на прагь
церковный вступить суть достойны, и не клястися отнюдь, паче
же Бога свидѣтеля не призывати. Наипаче же, для самаго су¬
щаго и глубочайшаго вашего величества предъ Спасителемъ Бо¬
гомъ смиренія, потребно быть въ Россіи паки святѣйшему па¬
тріарху, самому благоговѣйному мужу, не отъ польскихъ и ма¬
лороссійскихъ людей, съ которымъ, за оное крайнее вашего вели¬
чества христіанское смиреніе, безъ сомнѣнія, вся дѣла, во имя
Христово, исправите въ наилучшее. Весьма надо бы имѣть ваше¬
му величеству всѣхъ дѣлъ своихъ вершенныхъ, и которыя еще за¬
мышлены. />ьіть имѣютъ и дѣйствоваться, всегдашнюю записку,
что въ кс,,орое время указомъ чинить повелѣно будетъ, или что
впредь чинить положится, также и походы и вся повседневныя дѣй¬
ства и поступки, ради многихъ пользъ, отъ сего имѣющихъ прои¬
зойти, а наипаче ради исторіи вѣчной достохвальнаго вашего цар¬
ствованія. Ради- записки повседневныхъ дѣйствъ вашего величе¬
ства имѣть одного избраннаго и вѣрнаго человѣка, которому от¬
крывать всѣ свои намѣренія и указы. Оный бы избранный вашего
величества тайныхъ' дѣлъ пріобщникъ, записывая обстоятельно вся
ваши повелѣнія и указы, такожде дѣйствія и провожденія повсед¬
невныя, и усмотрѣвъ время свободное вашему величеству, когда
изволите упраздниться отъ дѣлъ, прочитывалъ исправно предъ ва¬
шимъ величествомъ. Праведно бы оный доносилъ вашему величе¬
ству,что усмотритъ къ лучшей христіанской пользѣ, въ премудрыхъ
совѣтахъ указовъ и повелѣній вашихъ изъяснялъ бы правилами
Божіими и законами св. отецъ и гражданскими оные ваша указы.
Во всемъ съ патріархомъ о полезномъ правленіи духовенства
россійскаго сноситься и о лучшей пользѣ промышлять, чтобъ оное
духовенство въ древнее ввесть благочиніе и доброе благосостоя¬
ніе. И всѣ гражданскіе уставы и указы обрѣтающіеся съ нимъ
разсмотрѣть прилежно, согласны ли они съ закономъ Божіимъ и
церковными св. отецъ уставами, такожде и съ преданіями цер¬
ковными и, буде которые не согласны, тѣ бы отставить, а впредь
узаконятъ въ согласіи Божьяго закона и церковнаго разума». Кромѣ этого краткаго проекта, Аврамовъ написалъ еще про¬
странный и подалъ архимандриту Варлааму для представленія ея