Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 265 спряталъ до прибытія Государева. Егда его величество изво¬
лилъ возвратиться изъ Голландіи въ С.-Петербургъ, тогда я,
взявъ вышереченную напечатанную сумазбродную книжичшцу,
трепещущъ поднесъ его величеству, донесчи обстоятельно, что
оная книжичища самая богопротивная, богомерзкая, токмо едино¬
му со авторомъ и съ безумнымъ льстивымъ ея подносителемъ, пе¬
реводчикомъ Брюсомъ, къ единому скорому угодна въ струбѣ сож¬
женію : которую тогда его величество для разсмотрѣнія принять
отъ меня изволилъ и, разсмотря, спустя съ двѣ недѣли, въ народъ
публиковать ихъ не приказалъ, а изволилъ приказать оныя напе¬
чатанныя книжпчищи для отсылки въ Голландію отдать сумаз-
бродному переводчику Брюсу по многой его къ Государю доку¬
кѣ. Тогда же скоро благоизволилъ чрезъ меня, послѣдняго извер¬
га, о заблужденіи и о лукавыхъ вымыслахъ еретиковъ Ѳеодосія,
Ѳеофана, Гавріила и прочіихъ ихъ единомышленникахъ объявить
сицевымъ образомъ. Егда оные лестцы, вкратчися во многоутруж¬
денную его святую монаршескую душу и обольсти его, смѣло на¬
чали поносить и ругать сущее древнее- благочестіе, и черезъ тет¬
радки и книжичиіди и словесно потщались вводить свое зло чести-
вое лжеученіе, святыя церкве съ явнымъ ругательнымъ поноше¬
ніемъ, и явно уже начали посты святые раззорять, дѣла добрая,
яко ко спасенію непотребная, отвергать, покаяніе и умерщвленіе
плоти, аки нѣкая баснословія вмѣнять,- безженство и самовольное
убожество въ смѣхъ обращать, дѣвство, аки вещь отнюдь не воз-
можну быти, непщевать, и прочія стропотныя и узкія пути же¬
стокаго христіанскаго житія въ стези гладки и пространны измѣ¬
нять, и тако, подъ покрываломъ имени христіанскаго, стали вездѣ
осматривать и перебирать святыя мощи, ломать часовни и оби¬
рать святые образы, и обдирать ихъ привѣсы и оклады, уничто¬
жать всѣ чудотворные образы, и прочія многія не на созиданіе
истины, но наивное святыя церкве раззореніе и древняго сущаго
благочестія на опроверженіе, о нихъ же всѣмъ православнымъ
христіанамъ еще и тогда-жъ стало быть весьма видно, и по се
время во всѣхъ благочестивыхъ сердцахъ съ сояшіѣніемъ сердеч¬
нымъ о томъ суще извѣстно, обаче никто тогда за страхъ устъ
своихъ отверстп могъ: егда же сущаго лютерскаго еретичества
піянствомъ бѣснующійся ересіархъ Ѳеодосъ въ приходской церкви