Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
238 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ттатчжож, за укореніе мое, грѣшнаго, но вѣрнаго истины Его
служителя, воздать неукоснитъ». «Но, понуждаемый совѣстію долженства моего къ сохране¬
нію единства Церкви Христовой, такожъ и всего государства, да
небуду безотвѣтенъ на судѣ Божіи, внушаю святѣйшему Сѵ¬
ноду и прилежно разсудить молю, коль вредныя и Церкви и
государству нлевосѣянія мещутся отъ сего мятежника. Мощно
знать, какъ бѣсноватый человѣкъ сей! Видно, кромѣ другихъ его
злонравій и злодѣяній, и отъ сего письмишка его, что сущій есть
атеистъ; котораго же отъ него добра надѣяться, но и котораго
не надѣяться зла? Не лучшій отъ него были Аввакумы съ това¬
рищи, которые сдѣлали расколъ безчисленнымъ душамъ пагуб¬
ный и того ради вельми плачевный, но тотъ же расколъ и народу
россійскому нестерпимое стыдѣніе приносящій, яко неслыханнаго
безумія исполненный. А сей плевосѣятель и превосходитъ оныхъ
лжеучителей въ томъ, что хотя и весьма грубый и ненаученный
есть, и свѣта ученій, по природной своей тупости, достать отнюдь
не моглъ и не можетъ, но понеже слышится, что онъ въ учили¬
щахъ былъ и самъ безстудно о томъ хвалится, можетъ у про¬
стыхъ получить о себѣ мнѣніе высокаго мудреца, яко Саулъ
между пророками: и потому могутъ невѣжи удивиться расказамъ
его. Отъ сего что воспослѣдствовать можетъ, нетрудно позна¬
вать. Ктому же и дерзкій есть поганецъ, и непрестанно, какъ
отъ многихъ слышимъ, вездѣ суется и незаконнымъ путемъ по¬
ступаетъ: каковое бо, напримѣръ, дѣло его, что, сочиня доношеніе
въ Верховный Тайный Совѣтъ, приватнымъ людямъ по рукамъ
раздаетъ: и сія его шаткость подаетъ вину великаго оберегатель-
ства. И не началась ли, уже нѣкая отъ него воровская фикція?
Понеже слышу, что службу отъ него сочиненную, надѣюся вели¬
каго смѣха достойную, дерзнули пѣть въ соборѣ троицкомъ или
гдѣ въ иномъ мѣстѣ, безъ вѣдома сѵнодальнаго. Наконецъ и то
св. Сѵноду внушаю, что хотя мятежесловъ Маркеллъ есть и дер¬
зокъ и шатокъ, и безстудной и безсовѣстный: однакоже отнюдь,
по моему разсужденію, не отважился бы собою таковая дѣйство¬
вать, но нѣкто единъ, или нѣкій суть, который для интересовъ
своихъ, имъ душепагубныхъ, Церкви же и государству зловре-
дгтгелънът, сею злодѣя употребляютъ къ таковому возмущенію,