Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
236 ОЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ніемъ крещенъ; и того ради, по самаго его приговору, не есть онъ
священникъ, не монахъ и не христіанинъ, понеже и не крещенъ.
Еще же, если, по его мнѣнію, крещеніе поливальное не важно, то
первое, во всей Малой обоихъ сторонъ Днѣпра Россіи, такожъ и
въ державѣ польской, и архіереи и священники, и народъ весь
православный не суть то, что суть, понеже неважнымъ креще¬
ніемъ крещены; а однакоже и съ давныхъ лѣтъ все оныхъ гре¬
ческаго исповѣданія народовъ сословіе благочестивые монархи
россійстіи, такожъ и патріархи и прочій пастыріе, имѣли за бра¬
тію свою и яко братію заступали, и приходящихъ въ сообщеніе
святыхъ Таинъ принимали, и въ чинъ архіерейскій производили.
Но и еще отъ безумнаго мятежника сего буесловія слѣдуетъ,
что нынѣ и во всей Великой Россіи, вси архіереи не суть архіереи,
понеже посвящены въ санъ архіерейскій отъ архіереевъ некре¬
щеныхъ; а потому и вси почитай священницы не суть священ-
ницы, понеже не отъ архіереевъ поставлены». «Пишетъ же пререкая, что книжицы оные ниже отъ все¬
ленскихъ патріарховъ, ниже отъ всероссійскихъ архіереевъ и учи¬
телей православныхъ не засвидѣтельствованы. Будто всякая кни¬
га, которыхъ издревле въ Россіи сочинено и напечатано многое
число, посылана была къ патріархамъ или ко всѣмъ архіереямъ
россійскимъ для засвидѣтельствованія? А особно учителей право¬
славныхъ, которыхъ онъ мечтаетъ, не вѣдаю, развѣ нѣкіихъ себѣ
подобныхъ. Да и лжетъ, что оные книжицы не засвидѣтельство¬
ваны; ибо кромѣ великаго свидѣтельства Петра Великаго, кото¬
рое едино довольно есть, не порочилъ книжицъ оныхъ ни единъ
какъ изъ сѵнодальныхъ, такъ же и изъ прочихъ архіереовъ и
архимандритовъ и учителей россійскихъ, п никто не протестовалъ
на оные, но принято, и по нихъ учено и учатъ отроковъ: и то
есть славное свидѣтельство; но клеветнику сему нуждна злоба, и
простыхъ сердецъ смущеніе, чего ради все, что ни придетъ ему
на умъ, безъ совѣсти п безъ стыда, изблеваетъ». «Оставляя же и еще нѣкія его написанныя молвы и каверзы,
предлагаю, что напослѣдокъ доноситъ и чего требовать изволитъ.
Говоритъ, что онъ на книжицы оныя краткое возраженіе напи¬
салъ: требуетъ же, дабы Верховный Тайный Совѣтъ приказалъ
всѣ оные книги собрать и повелѣлъ бы собору въ Россіи отъ па¬