Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 233 химандрита юрьевскаго, письмишко (каковаго при семъ прилагаю
копію), въ которомъ оный безбожною совѣстію книжицы: Толко¬
ваніе о блаженствахъ, Букварь съ десятословіемъ и О поливатель-
номъ крещеніи, и нѣкія напечатанныя, вениенно, поученія, поро¬
читъ, аки бы ересей многихъ полныя; а письмо свое надпісуетъ
доношеніемъ Верховному Тайному Совѣту. И понеже оный без¬
божникъ, терзая всезлобно честь мою, хотя неимянно, явно поно¬
ситъ и св. Сѵнодъ, и вредныя Церкви и государству плевелы
сѣетъ, того ради усмотрѣвъ я, коликая и коль вредная безбож¬
никъ оной въ письмѣ томъ изблевалъ неистовства, св. Сѵноду
въ слѣдующихъ пунктахъ предлагаю». «Пишетъ, что въ книжицахъ оныхъ многія суть лютерскія
и кальвинскія ереси, въ чемъ и безуміе свое, и на всѣхъ россій¬
скихъ духовныхъ и мірскихъ властей, паче же и на высочайшую
честь монаршую, злодерзостное являетъ поношеніе. Безуменъ
есть, понеже невѣдая отнюдь ученія богословскаго (или такъ оное
вѣдая, какъ вѣдаетъ и прочая), показать хощетъ лютерскія и каль¬
винскія ереси, глупый невѣжа. Явѣ же и всѣхъ въ Россіи властей
поноситъ и безуміемъ, самъ сый пребезумнѣйшій, порицаетъ: по¬
неже бо оные книги по указу государеву, благословеніемъ св.
Сѵнода, печатаны не единократно и по всей Россіи умножены, а
доселѣ никто въ книгахъ оныхъ никакой ереси не усмотритъ, ни
архіереи, ни гражданскіе искусніи управители, ниже самъ блажен¬
ныя и вѣчнодостойныя памяти Петръ Великій: то кто не видитъ,
какъ безстудный онъ всѣхъ потчуетъ, и какова себе предъ всѣ¬
ми, и каковыхъ всѣхъ предъ собою быти разумѣетъ, когда никто
ничего доселѣ въ оныхъ книжицахъ противнаго не усмотрѣлъ,
въ которыхъ онъ не нѣкія, но многія ереси видитъ. Но и самъ
онъ, многоочитый зритель, не вѣдаю, какъ то доселѣ ничего того
не видѣлъ: не только бо о семъ не протестовалъ, но и мигахъ
ставленниковъ, умѣетъ ли толкованіе заповѣдей и блаженствъ по
помянутымъ книжицамъ, свидѣтельствовалъ. А нынѣ, когда
въ святотатствіи и мятежесловіи своемъ сталъ обличенъ, толь
проницательной мудрости научился. Мнѣ же нѣтъ сумнѣнія, что,
глупецъ сей, таковое объ ученіи своемъ вЪ школахъ обноситъ мнѣ¬
ніе: вси-де вѣдаютъ, что и я въ школахъ латинскихъ учился, а не
вѣдаютъ, есть ли каковое разнствіе между тамо учеными. И по¬