Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
232 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ детъ же, которіи вѣдаютъ подлинно разореніе общаго добра, еже
есть вѣры святой, но недоносятъ, ни обличаютъ и изъявляютъ
злая ученія и злохитрая злоковарныхъ учителей». «Я членъ сый православной восточной вѣры и участникъ то¬
го же общаго добра, отъ чтенія увѣдавъ и познавъ великую быти
въ тѣхъ вышеозначенныхъ книгахъ кальвинскую и лютерскую
ересь, и убоявся страшнаго суда Божія и прещенія Господина се¬
го: рабъ вѣдый волю господина своего и не творяй ю (аки бы рекъ:
вѣдый о ересяхъ, но не изобличаяй оныхъ) біенъ будетъ много.
Да не убо и я о семъ увѣдавый истязанъ буду много: того ради
возраженіе краткое на оныя книжицы написавъ, Верховному Тай¬
ному Совѣту по должности моей, понеже и я участникъ правосла¬
вія и членъ общаго онаго добра, еже есть вѣра (чтобъ мнѣ не ска¬
зано: что тебѣ до того дѣла) совѣстію извѣщаю и доношу съ воз¬
раженіемъ, до благоволитъ милостивно приказать оныя книги вси,
которыя показаны выше, собрать и, повелѣвъ собору, собранному
въ Россіи отъ пастырей и учителей прямыхъ и православныхъ
архіереевъ, освидѣтельствовать и потомъ, по засвидѣтельствованіи,
книги оныя отъ Церкви святой отринуть и того, кто писать и вно¬
сить въ Церковь таковіи соблазны дерзнулъ, соборнѣ отъ обще¬
ства церковнаго отлучить, дабы Церковь учительми таковыми и
ученіями не повреждалася. Вашему императорскому величеству
о семъ всепокорйо и праведно доноситъ нижайшій рабъ и богомо¬
лецъ архимандритъ Маркеллъ 1727 г. декабря II1)». Ѳеофанъ, повсюду имѣвшій своихъ агентовъ и донощиковъ,
провѣдалъ объ этомъ доношеніи и, прежде чѣмъ оно пошло въ ходъ
Оффиціальнымъ путемъ, представилъ его въ Сѵнодъ, какъ возму¬
тительное сочиненіе, направленное не только противъ его чести,
но и противъ св. Сѵнода, высочайшей власти и государственнаго
спокойствія. «Дошло до рукъ моихъ нѣкое чернца Маркелла, бывшаго ар¬ х) «Буде этимъ книгамъ въ Церкви быть—писалъ Родышевскій въ «Дока¬
зательствахъ на Ѳеофана», поданныхъ въ Кабинетъ въ слѣдующее царствова¬
ніе —то уже отставить конче треба Минеи-Четьи, Пролога, мѣсячныя Минеи,
Камень вѣры, Пращицу, Златоустаго, Ѳеофилакта, Василія, Бесѣды апостольскія
и инныя книги».