Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. нымъ членамъ быть въ В. Т. Совѣтѣ для разсужденія, кого взять
въ Москву къ коронаціи. На другой же день послѣ этого объяв¬
ленія состоялся указъ В. Т. Совѣта, чтобы печатать книгу
менъ вѣры, «засвидѣтельствованную и подписанную тверскимъ
архіепископомъ, Ѳеофилактомъ Лопатинскимъ». Изъ этого можно
догадываться, что, кромѣ Ѳеофилакта, и Игнатій принималъ уча¬
стіе въ изданіи Камня вѣры. Не онъ ли и выпросилъ у В. Т. Со¬
вѣта позволеніе напечатать его? Въ духовномъ кругу, по поводу этихъ церемоній, разыгрыва¬
лись въ эту пору самыя смѣлыя мечты. Любимой темой этихъ воз¬
душныхъ построеній было патріаршество. Это было рішп сіезі-
йегіиш всѣхъ приверженцевъ старины, потерянный рай, утрачен¬
ный золотой вѣкъ для монашества. И чѣмъ грустнѣе, печальнѣе
была потеря, уничтоженіе этого званія: тѣмъ пріятнѣе и живи¬
тельнѣе была надежда на его возстановленіе. ѲеоФанъ не думалъ и не могъ думать о патріаршествѣ, потому
что всѣмъ существомъ слился съ новою Формою правительства
духовнаго. Для него невозможенъ былъ возвратъ къ старинѣ.
Молва назначала въ кандидаты на патріаршество Ѳеофилакта
и Дашкова. Но первый не обнаруживалъ ни искательности, ни
честолюбія, и держался въ сторонѣ. Онъ не чуждался идеи воз¬
становленія патріаршества, но не старался обратитъ ее въ свою
пользу. Тѣмъ съ большею энергіею взялся за нее Дашковъ. Онъ смо¬
трѣлъ на нее не съ церковной и общественной, а съ личной точки
.зрѣнія. Для него было все равно, чему ни быть — Сѵноду или
патріарху, только бы ему быть первымъ. Но какъ патріарше¬
ство безусловно возвышало его надъ всѣмъ духовенствомъ и да¬
вало чрезвычайный авторитетъ въ Церкви и государствѣ, а
съ другой стороны, при сѵнодальномъ управленіи, трудно было
обойти ѲеоФана: то Дашковъ и взялся за возстановленіе пат¬
ріаршества1) и задаривалъ сильныхъ вельможъ въ свою поль¬ 1) «Хотя патріархъ въ Россіи навсегда уничтоженъ—писалъ протоіерей
московскаго архангельскаго собора Алексѣевъ въ извѣстномъ письмѣ къ Импе¬
ратору Павлу —однако послѣ были отъ нѣкіихъ архіереевъ покушенія, чтобъ