Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 13 Гдѣ украшенье, блескъ, остроуміе, сила, важность, плавность?
Гдѣ энергія, гдѣ важность мыслей, гдѣ единство частей? Совер¬
шенно нѣтъ никакого разнообразія, безъ котораго краснорѣчіе
ничтожно. Всѣ курьйозы свои Млодзяновскій составляетъ, обык¬
новенно, изъ однихъ разговоровъ и вопросовъ, и притомъ безвкус¬
ныхъ: «Давидъ святой, что дѣлаешь? Любишь ли Бога? Люблю, го¬
воритъ. Полно любишь ли Его? Люблю. Самарянка, куда идешь?
Вѣроятно, повидаться съ друзьями? Но не заводой съ ведромъ.
Неужели ты, самарянка, не считаешь это безчестнымъ? Неужели
хочешь, чтобы другіе смотрѣли на тебя подозрительно»? Что же
такое пристойная рѣчь, я думаю это не приходило ему на мысль;
потому что и самые печальные предметы, наприм. страданія Хри¬
стовы, не отнимаютъ у него шутливости. Если это краснорѣчіе,
то пусть покажетъ намъ добрый господинъ Млодзяновскій, у ка¬
кихъ авторовъ онъ научился этимъ правиламъ, какими авторите¬
тами оно одобрено. Пусть созовутся вмѣстѣ какъ бы на соборъ—
Платонъ, Аристотель, Цицеронъ, учитель Гереннія, Фабій Квин¬
тиліанъ 1), Гермогенъ2), Августинъ, также изъ новѣйшихъ Юній
Мельхіоръ, Еразмъ Роттердамскій3), авторъ дворца (РаМіит),
Кипріанъ Зоарій4 5), Мендоза8), Кавзинъ6), Фаміанъ Страда7), Пон-
танъ8), авторъ энциклопедіи наукъ, Сигизмундъ Ьаѵхіаі и безчи- *) Квинтиліанъ — римскій ораторъ (24—59 гг. по Р. ХЛ 2) Гермогенъ, риторъ II вѣка, писалъ о реторикѣ. 3) Извѣстный писатель XVI в. 4) Кипріанъ Соарій, испанскій іезуитъ (-)- 1593 г.), авторъ реторики, долго
употреблявшейся въ іезуитскихъ школахъ. — Стефанъ Яворскій ссылается на
него въ одномъ своемъ письмѣ къ Іоанникію Сѣнютовичу: «знаю что вы
очень хорошо помните сказанное покойнымъ Соаріемъ: какъ начнешь, такъ и
кончишь; по этому не начинай пожаромъ, чтобъ не кончить бурею». 5) Діего Гуртадо де Мендоза (+ 1575 г.), родомъ испанецъ изъ Гренады,
получилъ высшее образованіе въ итальянскихъ университетахъ, написалъ
много сочиненій и обогатилъ эскуріальскую библіотеку рукописями древнихъ
авторовъ, которыя онъ собиралъ на востокѣ и скупалъ у грековъ. Мендоза
исполнялъ многія важныя порученія Карла V, между прочимъ представлялъ
его лицо на Тридентскомъ соборѣ. Бутервекъ называетъ его Саллюстіемъ и
Гораціемъ Испаніи (Віо^гаріііе ІГпіѵегзеІІе, раг МісЬіисІ, Т. XXVII, р. 627). 6) Кавзинъ (Саиззіп), іезуитъ, род. въ 1583 г.; по выбору Ришелье былъ нѣ¬
сколько времени духовникомъ Лудовика XIII; сконч. въ 1651 г. 7) Фаміанъ Страда, римской іезуитъ профессоръ краснорѣчія, ск. въ 1649. 8) Извѣстны Понтанъ — авторъ реторики'и науки стихосложенія XVI в.