Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
218 ѲЕОФЛІІЪ ПРОКОПОВИЧЪ отцы собора онаго разными доводами показывали, что оное писа¬
ніе не ЕпиФаніево, но подметное и Епифанію притворенное. А
премудрѣйшій Фотій патріархъ великую свою книгу, Библіотеку
именуемую, всю таковымъ-то разборомъ наполнилъ. И что се
дивно, что подъ именемъ разныхъ святыхъ многія писанія притво¬
рено: напримѣръ евангеліе Іаковле, посланіе Варнавино, еванге¬
ліе Петрово, Варѳоломеово, Ѳомино, Ѳаддеево, Филиппово, Нико¬
димово и проч.? Изъ которыхъ притворныхъ, подъ именами апо¬
стольскими, книгъ многія и доселѣ обрѣтаются, но яко ложныя
отъ Церкви не пріемлются, и были вымышленныя отъ разныхъ
еретикъ въ разныя времена. И отъ сего довольно видѣть, какъ
слѣпо смѣлъ Маркеллъ къ порицанію и клеветамъ. «.Сказывалъ, пишетъ Маркеллъ, что при успеніи Богоматери
апостолы на облакахъ собраны не были». Клевещетъ,—отвѣчаетъ Ѳеофанъ:—я нѣкогда говорилъ, что
многія древнія исторіи и прочія книги погибли и до нашихъ вре¬
менъ не дошли, яко, напримѣръ, и исторія о успеніи Богоматери у
позднѣйшихъ писателей обрѣтается, а самой древнѣйшей, изъ ко¬
торой оные взяли, уже нельзя изыскать. «Образы святыхъ называлъ идолами». Не называлъ идолами никакихъ, — отвѣчаетъ.ѲеоФанъ,—но
грубое мужичье рѣзное дѣло, безчестный видъ святымъ подающее,
запрещаю; и не я, но Сѵнодъ, по имянному блаженныя и вѣчно
достойныя памяти Государя Императора указу, запретилъ, не
просто всякія рѣзныя иконы, но не искусно дѣланныя, для важныхъ
резоновъ: и указъ тотъ еочиненъ не отъ мене, но отъ епископа
тверскаго Ѳеофилакта. А я рѣзное Распятіе, понеже искуснаго
дѣла есть, и въ домовой моей церквѣ имѣю. Сверхъ написанныхъ отвѣтовъ моихъ — заключилъ ѲеоФанъ
свои показанія,—еще сія вообще предаю въ разсужденіе: 1) из¬
вѣстно всѣмъ ученымъ, каковаго ученія Маркеллъ, что не токмо
не челъ и. не читаетъ ни священнаго писанія, ни отеческихъ, ни
соборныхъ и никакихъ книгъ, но и разумѣть не можетъ и изъ ла¬
тинскаго языка перевесть не умѣетъ: и когда нѣкую книжицу пе¬
реводить тщался,то, между безчисленными смѣшными погрѣшеніи,
и сей толкъ положилъ, который и доселѣ для забавы воспоминается.
Написано было эра троянская, что значитъ: время истеченія лѣтъ