Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
П НГО ВРЕМЯ. 217 о нихъ ученіе апостольское, но словесъ составъ иля сочиненіе не
отъ апостолъ сдѣлано—чтб вси вѣдаютъ, которые не Маркелло-
вымъ образомъ о дѣлѣ богословскомъ обучаются. «Святыхъ отецъ книгу Діонисія ареопагита называлъ непра¬
ведною и говорилъ, что и самыя-де книги, изданныя подъ именемъ
Василія Великаго и Златоустаго и прочихъ, лживыя». Трудно,—отвѣчаетъ Ѳео<і>анъ,—или паче невозможно слѣпому
разсуждать о краскахъ и цвѣтахъ. О Діонисіевской книгѣ издревле
у церковныхъ учителей бывало преніе, какъ видимъ изъ собора
православнаго, который дѣлалъ предуготовленіе вселенскому со¬
бору шестому, такожъ и отъ премудрѣйшаго патріарха Фотія,
въ Библіотекѣ его. Преніе же есть не о ученіи, въ оной книгѣ напи¬
санномъ, но о творцѣ книги,—Ареопагитскій ли, или иной Діони¬
сій сочинилъ книгу оную. И одни се, а другій то говорятъ, безъ
раздора вѣры п любви, понеже не надлежитъ до вѣры артику¬
ловъ. И я— н другіе, по случаю, преніе о семъ предлагаемъ. Что
же тутъ дѣла вѣры ревнителю, у котораго никакой вѣры нѣтъ?
Еще же и то въ порокъ мнѣ ставитъ, что сказуетъ многія быть
книги, подъ именами древнихъ учителей изданныя, а не ихъ пря¬
мыя — и отъ сего, какъ и отъ прочихъ злословій, его является
Маркеллово слѣпое весьма дерзновеніе: ибо правда есть, исповѣ¬
дую, что я то сказую. Вѣдаемъ, что святыхъ отецъ многія книги
суть прямыя ихъ, которыя и Церковь пріемлетъ, но и вѣдаемъ,
что многія суть подметныя, подъ именемъ сего пли другаго свя¬
таго изданныя; напримѣръ: есть святаго Златоустаго толкованіе
на Евангеліе Матееово, сущее его; есть же и другое тогожде
Евангеліа толкованіе,' изданное отъ нѣкоего аріанина, имущее
въ себѣ хулы на Сына Божія, а именемъ Златоустаго украшенное—■
ложно. Суть прямыя книги св. Іустина мученика, суть и подмет¬
ныя подъ именемъ его. Подобнѣ и священномученика Кипріана и
Аѳанасія Великаго, и Великаго Василія, и Кирилла іерусалимска¬
го .и Дамаскина и прочіихъ — суть и прямыя и подметныя книги,
и суть при насъ, п показать и доказать не трудно; ибо о разборѣ
и познаніи таковыхъ прямыхъ п подметныхъ книгъ есть собствен¬
ное ученіе, котораго древніе учители употребляли: напримѣръ,
на соборѣ седьмомъ вселенскомъ приводила противная сторона,
въ свидѣтельство себѣ, нѣкое описаніе св. Епифэнія кипрскаго, а