Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
216 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ тяко жъ въ соборахъ прявильныхъ и въ книгахъ отеческихъ. А
ученый человѣкъ, который умѣетъ языки, зняетъ многія исторіи,
искусенъ въ философскихъ и богословскихъ преніяхъ, хотя доб-
ряго, хотя злаго онъ исповѣданія. Моя же рѣчь есть о ученыхъ
людяхъ, а не о церковномъ ученіи, въ книгахъ заключенномъ. «Говорить, что надобно-де вездѣ по церквамъ бытъ мушкамъ
ради украшенія церковнаго, которую нынѣ въ домѣ у себя уже и
имѣетъ, о которой мушкѣ, что она церкви не противна, писалъ
троицкій архимандритъ Гавріилъ и давалъ ему Маркеллу читать». Гдѣ же тутъ совѣсти сыщешь ? отвѣчаетъ Ѳеофанъ. Когда
вопросы бываютъ — противна ли благочестію инструментальная,
еслибы въ церкви была музыка, — мои всегда постоянные отвѣты,
что хотя не сама собою противна есть (ибо была въ ветхомъ за¬
вѣтѣ), но употребленіемъ въ соблазнъ развращается, чего я на¬
глядѣлся въ Италіи, и того ради всегда хвалю, что Церковь во¬
сточная таковой музыки не имѣетъ. А онъ иное обо мнѣ клеве¬
щетъ весьма противо совѣсти своей, если нѣчто ея въ немъ оста-
лося. А что о Гавріилѣ, нынѣ уже архіереи рязанскомъ, прило¬
жилъ, я ни отъ кого о семъ не слышалъ доселѣ: и что до меие,
хотя бы онъ писалъ о томъ? Что же надлежитъ до дѣтей моихъ
учащихся: учатся они и книжныхъ разныхъ ученій, а при тѣхъ
и рисовать и музыки голосной и, нѣкій, музыки инструменталь¬
ной, и хотѣлъ бы я, дабы они и всякія прочія искусства и мастер¬
ства получили, для частнаго ихъ впредь воспитанія. А чтобы
въ церковь ввесть музыку, не только противно моему мнѣнію есть,
какъ выше помянулося, но и отнюдь невозможно не токмо мнѣ, • но хотя бы кто и патріархъ былъ. «Книгу Кормчую и въ ней многія правила отвергалъ и гово¬
рилъ: много-де въ той книгѣ лжи есть и неправедныхъ правилъ,
и тѣ-де правила, которыя нашваются апостольскія, не ихъ». Не правила многая отвергаю, — отвѣчаетъ Ѳеофанъ, — какъ
лжесловитъ, но порицаю, яко не вездѣ прямый переводъ правилъ
на славянскій языкъ, а наипаче, что на многихъ мѣстахъ не самыя
соборовъ святыхъ правила, но перечни ихъ,1 отъ Алексіа Ари-
стена писанные, вмѣсто правилъ положилъ переводчикъ. А пра¬
вила апостольскія (о которыхъ Маркеллъ не знаетъ) пріемлю за
апостольскія по ученію, но не соглашенію, т. е., въ правилахъ