Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
212 ОЕОФЛІГЬ ПРОКОПОВИЧЪ Смотри же благоразсудный, какъ бѣснуется Маркеллъ: всѣхъ
честныхъ людей, безъ всякаго изъятія, въ дураки ставитъ. Никто
бо въ поученіи моемъ не видѣлъ ереси, а Маркеллъ видитъ. Самъ
Петръ Великій, не меньше премудрый, какъ н сильный монархъ,
въ предикахъ моихъ не узналъ ереси, а въ преблаженной кон¬
чинѣ своей и съ лобзаніемъ принималъ сіе мое ученіе, которое
Маркеллъ ересію нарицаетъ. Извѣстно же намъ, что тотъ же мо¬
нархъ двѣ предики Маркелловы въ Кронштадтѣ, яко безумныя и
хульныя, обличилъ, а въ моихъ не усмотрѣлъ, что усмотрѣлъ Мар¬
келлъ. Что же надлежитъ до моихъ книжицъ—въ двоихъ книжи¬
цахъ предложилъ я ученіе о оправданіи съ объясненіемъ: въ пер¬
вой—о отроческомъ наставленіи — въ толкованіи символа вѣры,
а въ другой — пространно о евангельскихъ блаженствахъ. Пер¬
вую апробовалъ императорское величество, и какъ именнымъ
указомъ его сдѣлана, такъ его жъ величества указомъ вездѣ ра¬
зослана и повелѣно изъ нея учить дѣтей россійскихъ; а книжицу
«о блаженствахъ» его жъ величество приказалъ мнѣ написать, а
написанную самъ его величество въ Низовомъ походѣ прочелъ и
на письмѣ своемъ своеручномъ прислалъ объ оной книгѣ таковое
въ Сѵнодъ свидѣтельство, что въ ней показуется пряный путь спа¬
сенія, которое его величества писаніе ц доселѣ хранится въ архи¬
вахъ сѵнодальныхъ. Кто жъ не видитъ, коликое Маркеллово
дерзновеніе? Кто бо не видитъ, что онъ терзаетъ славу толикаго
монарха? Да еще се дивно, что когда онъ донесенъ въ кражѣ цер¬
ковныхъ вещей и въ злѣйшихъ мятежныхъ словахъ, тогда сталъ
ревновать о. добрыхъ дѣлахъ. Сказалъ бы я, что онъ покаялся,
да лихо лжетъ противъ совѣсти, и не могу я воистину угломъ
объять, дабы онъ вѣрилъ быти Бога и будущій вѣкъ. «.Онъ же вѣруетъ, продолжаетъ Маркеллъ, яко едино токмо
священное писаніе, еже есть ветхій и новый завѣтъ — полезенъ
намъ къ спасенію; а святыхъ-де отецъ писаніе имѣетъ въ себѣ
многія неправости: тою ради не подобаетъ св. отецъ писаніе
въ великой чести имѣть и на него полагатисяъ. Ложь безстудная, отвѣчаетъ Ѳеофанъ. Вси мы, чина учитель¬
скаго какъ ни есть сподобившійся, учимъ и исповѣдуемъ, что
едино священное писаніе есть ученіе основательное о главнѣй¬
шихъ догматахъ богословскихъ; пріемлемъ и преданія, оному не