Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 211 убо врагъ душу мою и въ перстъ смерти вселитъ ю! ѲеоФанъ
архіепископъ новгородскій. Своеручно писалъ октября отъ 29
ноября по 10 день, 1726 г.»'). И) На пункты о церковныхъ противностяхъ. Маркеллъ доносилъ на Ѳеофана, что онъ въ разныхъ кни¬
гахъ написалъ и поученіе сказывалъ, и разговоры непрестанно
имѣлъ, и многихъ къ тому научилъ, что «вѣрою токмо единою
оправдается всякъ христіанинъ, а не дѣлами купно съ вѣрою*. Противъ этого, изложивши православное ученіе объ оправда¬
ніи, ѲеоФанъ прибавляетъ: таковое мое и въ такой силѣ было и
есть ученіе о оправданіи; таковое бо во всемъ священномъ писа¬
ніи, а наипаче въ посланіяхъ апостола Павла, крѣпко утверждается.
И если Маркеллъ, не вѣдая силы сего ученія, оное ставить въ по¬
рокъ, то просто клеветникъ есть; если же, вѣдая (что болѣе на¬
дѣяться мнѣ трудно), нарицаетъ ересію, то не токмо клеветникъ,
но п богохульникъ есть. Прочее и чудно и смѣшно есть, что объ¬
являть изволитъ. Бъ разныхъ де книгахъ написалъ и поученіе го¬
ворилъ: будто онъ «книги мои разныя челъ», который и никакихъ
не читаетъ. И не ложно могу сказать, что если бы такъ часто
хлѣбъ ѣлъ онъ, какъ книги читаетъ, то въ три — четыре дни не
стало бы его. А о поученіи которомъ онъ говоритъ? Я сіе на
многихъ поученіяхъ проповѣдаю, да никто не споритъ. И было
мое нарочитое о семъ поученіе въ 1716 г., въ праздникъ Рож¬
дества Христова, въ церкви свѣтлѣйшаго князя, при присутствіи
его свѣтлости и его сіятельства адмирала и многихъ прочіихъ го¬
сподъ : но оное поученіе такъ всѣмъ душеполезное судилося, что
скоро потомъ и печати предано. Но о коемъ-нибудь поученіи мо¬
емъ говоритъ Маркеллъ: однакоже извѣстно всѣмъ, что я поуче¬
ній никогда не говорилъ, развѣ въ присутствіи множества честныхъ
людей, но и самаго блаженныя и вѣчнодостойныя памяти Импера¬
тора. Симъ же моимъ о оправданіи ученіемъ и при кончинѣ его
величества, Богу поепѣшествующу, утверждалъ я-его, и несум-
нѣнную показалъ на немъ Богъ надежду вѣчнаго спасенія, какъ
и ея величество и вси присутствовавшій со умиленіемъ видѣли. х) ѲеоФанъ отвѣчалъ не на всѣ пункты. О Меншиковѣ—что называлъ его
недобрымъ человѣкомъ и ханжею, ни слова. Меншиковъ напомнитъ ему объ
этомъ впослѣдствіи. 14*