Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
12 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ голъ кратко изложить то, что я о немъ думаю: меня не смущаетъ
то, что весьма многимъ не понравятся мои мысли, лишь бы я го¬
ворилъ правду. Впрочемъ, я твердо убѣжденъ, что всякій, сколь¬
ко нибудь знакомый съ ораторской наукой, одобритъ мое мнѣніе.
Прежде всего, если ты любуешься словами и Фразой Млодзянов-
скаго, то ты мало смыслишь въ краснорѣчіи; о предметахъ, са¬
мыхъ святыхъ, онъ выражается площадными словами. Не болѣе
обработки и въ мысляхъ. Всякій можетъ замѣтить это какъ вез¬
дѣ почти, такъ особенно въ приступахъ. Два евангелія читаны
были въ одинъ день, и каждое изъ нихъ начиналось обыкновен¬
ными вступительными словами: во время оно. Посмотрите же,
какою милою шуткою начинаетъ проповѣдникъ: «я не хочу ни
съ кѣмъ ссориться — говорю я теперь евангелію. Два еванге¬
лія оспариваютъ теперь для себя мѣсто въ этомъ костелѣ... Я
помирю евангелія, взявши темою моей проповѣди слова обоихъ
евангелій: во время оно». Къ чему ведутъ эти неумѣстныя шутки,
побасенки, разглагольствія? Словамъ св. писанія Млодзяновскій даетъ смѣшныя, сумаз-
бродныя и, большею частію, неблагочестивыя толкованія и, для
подтвержденія ихъ, съ натяжкою и насиліемъ приводитъ св. от¬
цовъ. Если въ писаніяхъ отеческихъ увидитъ что нибудь, по ви¬
димому, хоть сколько нибудь подходящее къ его остроумьишку, то
постоянно извращаетъ и съ такимъ насиліемъ прилаживаетъ
къ своему пустословію, что человѣкъ, незнакомый съ отеческими
твореніями, можетъ заподозрить самихъ св. отцовъ въ немень¬
шихъ нелѣпостяхъ. О глупость нашего вѣка, которую никогда
нельзя достаточно оплакать никакими слезами! Не столько меня
печалитъ то, что такъ низко упалъ одинъ человѣкъ, обольщенный
пустѣйшимъ блескомъ своего умишка, сколько то, что оставилъ
по себѣ много продолжателей, почитателей и послѣдователей
своего заблужденія. Видятъ въ немъ какъ будто какое-то искус¬
ство, а не образчикъ величайшаго невѣжества. Но скажите, ссть-
ли въ немъ хоть тѣнь ораторской опытности? Гдѣ} искусство со¬
ставлять приступы, изобрѣтенное и переданное столькими уче¬
нѣйшими наставниками, древними и новѣйшими? Гдѣ; здравыя до¬
казательства? Гдѣ движенія душевныя? Гдѣ; необходимѣйшія
въ священныхъ рѣчахъ заключенія? Гдѣ структура мѣрной рѣчи?