Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 11 могущественнѣйшій царь, со всѣмъ своимъ народомъ, сколько ни
есть 'его, приведенъ іезуитами къ вѣрѣ во Христа. Всегда не¬
ожиданно, а часто и неблаговременно, приходятъ въ тотъ домъ,
гдѣ знаютъ преданную ихъ ордену госпожу. Тамъ, послѣ пріят¬
ныхъ взаимныхъ привѣтствій, забавляютъ женщинъ многими
благочестивыми шутками, хвалятъ управленіе дома, удивляются
картинамъ и, увидѣвши Христа, пригвожденнаго ко кресту, взды¬
хаютъ съ деликатнымъ- сожалѣніемъ, и движеніемъ рѣсницъ по¬
казываютъ, что они уже готовы расплакаться, но тотчасъ отво¬
рачиваются отъ чужихъ глазъ, какъ будто для того, чтобы
скрыть свои слезы Часто, если есть маленькія дѣти, іезуиты,
тихо лаская ихъ, дарятъ имъ небольшія иконы, или привѣшиваютъ
къ шеѣ мѣдь съ изображеніемъ Игнатія (Лойолы); но самый бла¬
гопріятный случай выпадаетъ имъ, если они слышатъ, что какая
нибудь больная женщина лежитъ въ постели; и если больная,
поддавшись ихъ льстивымъ внушеніямъ, откажетъ имъ или часть
наслѣдства или большія деньги, тогда іезуиты значительно увели¬
чиваютъ обѣщанное больной вѣчное блаженство, и, кромѣ того,
подарятъ ей четки, какъ вѣрнѣйшій залогъ спасенія. Впрочемъ,
чтобы не оставить безъ вниманія и бѣдныхъ, скорымъ шагомъ
обходятъ и тѣ домы, въ которыхъ жаренымъ не пахнетъ. Но такъ какъ не всѣмъ нравится эта благочестивая санти¬
ментальность, то есть другой родъ обманщиковъ, которые, какъ
будто родившись отъ древнихъ Сабинянъ, кажутся весьма суро¬
выми; смѣются надъ всѣми приличіями свѣта и попираютъ ихъ,—
немытые, грязные, съ наморщеннымъ челомъ, съ синими зуба¬
ми, необрѣзанными ногтями, съ пренебреженіемъ ко всякому
убранству. Весьма приличнымъ считаютъ для священнаго орато¬
ра, если онъ, во время проповѣди, непристойно разводитъ мѣшками
(рукавами), пугаетъ всѣхъ суровымъ взглядомъ, кулаками и пя¬
тами бьетъ и чуть не ломаетъ каѳедру. Однако ничего не можетъ
быть обжорливѣе и гіьянственнѣе людей этого рода». Чтобы представить образчикъ іезуитской проповѣди, ѲеоФанъ
разбираетъ проповѣди польскаго іезуита Ѳомы Млодзяновскаго. «Когда я вижу, что многіе чрезвычайно одобряютъ и выхва¬
ляютъ Млодзяновскаго, а молодые студенты краснорѣчія только
его и ставятъ для себя образцомъ подражанія, то я считаю дол-