Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 9 крайней мѣрѣ съ трагедіями Сенеки, Можно сказать, что сія тра¬
гикомедія есть первое у насъ театральное сочиненіе человѣка
съ дарованіемъ. Характеры, завязка, ходъ и движеніе ее одушев¬
ляютъ. Кромѣ того, несмотря на языкъ, довольно нечистый, не¬
смотря на тяжелую Форму польскаго размѣра, въ тесѣ есть
много стиховъ, которымъ, въ отношеніи ко времени ихъ произ¬
веденія, нельзя не удивляться. Въ нихъ, сквозь темноту оборо¬
товъ или тяжесть слога, блистаетъ воображеніе, возвышенность
слога, жаръ и краска поэтическія. Свобода мыслей въ сочинителѣ
показываетъ человѣка, котораго идеи были выше круга идей
того времени, человѣка, который имѣлъ довольно надѣянносги на
себя, чтобъ выражать мысли, какія въ тотъ вѣкъ и на ухо гово¬
рить иные страшились»'). Въ 1706 г. Ѳеофанъ перешолъ на классъ реторики и соста¬
вилъ учебникъ Реторики на латинскомъ языкѣ* 2). Насмотрѣв¬
шись на іезуитское воспитаніе и іезуитское проповѣдничество
въ Польшѣ и за границей, Ѳеофанъ, въ своей реторикѣ, съ осо¬
бенною энергіей высказывается, при каждомъ слуяаѣ, противъ
католическихъ богословскихъ авторитетовъ и іезуитскаго пропо¬
вѣдничества : «не приводи мнѣ свидѣтельствъ ни Ѳомы Аквината,
ни Скотта, ни другихъ нечестивой секты людей; ибо ими не под¬
твердишь своего предмета, но осквернишь и рѣчь и слухъ вѣрнаго
народа и священнаго собранія». Ѳеофанъ совѣтуетъ оратору вы¬
бирать предметы для церковной каѳедры изъ житій св. людей,
особенно тѣхъ, коихъ произвела Россія, «чтобъ узнали, наконецъ,
пустѣйшіе, благоговѣющіе только предъ своими баснями, враги
нащи, что небезплодны доблестію наше отечество и наша вѣра, и
чтобы перестали, наконецъ, укорять насъ въ скудости святыни». Замѣчательно у Ѳеофана изображеніе іезуитовъ: «великій
Павелъ давно уже сказалъ намъ, что какъ темный ангелъ, такъ ч
и его слуги, обыкновенно одѣваются въ свѣтъ; въ самомъ дѣлѣ О Н. И. Гнѣдича письмо къ графу Н. П. Румянцову въ Библіогр. Запи¬
скахъ т. II, стр. 623—626. 1859 г. 2) Списки есть въ библіотекахъ кіевской академіи и кіевомихайловскаго
монастыря (Труды кіевской акад. 1865 г. стр. 614—637), черниговской семи¬
наріи (Филарета — Обзоръ, стр. 19; изд. 1863 года), новгородской и вологодской
семинарій.