Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
8 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Но другіе писатели говорятъ о постриженіи Ѳеофана иначе. Мар¬
келлъ Родышевскій, не безпристрастный свидѣтель, пишетъ, что
Ѳеофанъ, «ушедши изъ Рима, самъ на себя мантію надѣлъ безъ
обычнаго постриженія и пришолъ въ Кіевъ монахомъ». Арсеній
Маціевичъ говоритъ, что Ѳеофанъ «изъ Рима бѣжалъ и въ бази-
ліанскомъ платьѣ въ Кіевъ пришелъ во время архіерея кіевска¬
го, преосвящ. Варлаама Ясинскаго и отъ него, какъ и Стефанъ,
къ церкви Божіей принятъ и разрѣшенъ. Дамаскинъ Рудневъ, ав¬
торъ латинской біографіи ѲеоФана (Готской), разсказываетъ еще
проще, что онъ, послѣ трехлѣтняго пребыванія въ Римѣ, воз¬
вратился въ Кіевъ, и принятъ въ академію учителемъ поэзіи, а въ
1705 г. постриженъ въ монашество и названъ Ѳеофаномъ. Но
м. Евгеній, сказавши о постриженіи его въ Почаевской лаврѣ,
говоритъ, что въ 1705 г. онъ только перемѣнилъ имя, назвав¬
шись, въ честь покойнаго дяди, Ѳеофаномъ. Въ бытность учителемъ поэзіи, Ѳеофанъ составплъ Піити¬
ку’) и написалъ Трагикомедію — Владиміръ, представленную ака¬
демистами 2-го Іюля 1705 года* 2). Эта послѣдняя замѣчательна
какъ по выбору сюжета изъ русской исторіи, вмѣсто іудейской
иля греческой, такъ по художественнымъ достоинствамъ и, на¬
конецъ, по той смѣлости образа мыслей, которая возвышаетъ его
надъ общимъ уровнемъ идей того времени. Н. И. Гнѣдичъ писалъ объ этой трагедіи: «произведеніе это
для наблюдателя отечественнаго просвѣщенія есть явленіе, по сво¬
ему времени, чрезвычайно необыкновенное и заслуживаетъ вни¬
маніе по многимъ отношеніямъ.- Сочинителю были извѣстны образ¬
цы театра, и онъ не былъ незнакомъ съ театромъ древнихъ, по купленіемъ слѣдующихъ словъ о братіи: гесепісг ай ітіопст сшп засга ессіс-
віа Котапа яозіаі^еусЬ (состоящихъ). (Дѣла Арх. Св. Сѵнода 1831 г. № 114),
г) Игуменъ Іосифъ Исаевичъ въ 1714 г. купилъ дерсвшо Лихолстовку еще въ
званіи игумена Почаевскаго и въ генеральномъ Глуховскомъ судѣ объявилъ,
что купилъ ее на деньги Почаевскаго монастыря. Стало быть ото время 1709
—1714 гг. и было временемъ перехода Почаевской лавры отъ православія
къ уніатамъ. (Черниг. Епарх. Изв. 1812 г. Лі> 25, ІІриб. стр. 584—520.) *) Издана Георгіемъ Конисскимъ въ 1750 году. 2) Списки ея есть въ Императорской Публичной библіотекѣ (О. XIV, 2,
стр. 64 и слѣд-.) и въ Рум. Музеѣ № 318. Разборъ у П. И. Пекарскаго: Паука и
литература въ Россіи при Петрѣ Великомъ; т. I, стр. 416—421.