Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 7 ска (по случаю войны за Испанское наслѣдство) сдѣлали дороги
не безопасными, то онъ принужденъ былъ проходить окольными
путями, испытывая, особенно въ зимнее время, разныя лишенія,
оставаясь безъ пищи и сна; по все это онъ переносилъ безропот¬
но съ бодростію духа и тѣла. Прошедши чрезъ Сенъ-Готардъ, онъ
прибылъ къ Гризонамъ въ Ретіи и Швейцарцамъ, познакомился
съ извѣстными въ наукѣ мужами и повсюду, какъ у католиковъ,
такъ и у не-католиковъ, находилъ радушный пріемъ, привлекая
къ себѣ своею умною, гуманною рѣчью, знаніемъ иностранныхъ
языковъ, и особенно своимъ образованіемъ, и такъ плѣнялъ всѣхъ,
что они, всячески его одаривши, отпускали отъ себя съ сожалѣ¬
ніемъ1). Прибывши въ 1702 году въ Малороссію, Елиссей, по свидѣ¬
тельству м. Евгенія, остановился въ Почаевскоиъ монастырѣ,
лежащемъ почти на самой границѣ Малороссіи съ Галиціей, и та¬
мошнимъ игуменомъ Исаевичемъ постриженъ въ православные мо¬
нахи, и, при этомъ постриженіи, названъ Самуиломъ. Въ раска-
зѣ этомъ нѣтъ ничего невѣроятнаго. Почаевскій монастырь, въ ту
пору, былъ еще православною обителію, и въ памятникахъ, близ¬
кихъ къ этому времени, упоминается игуменъ Іосифъ Саевичъ2 * * * * * * * 10). 1) Ѵііа ТЪеорЬапіз, у Шерера. 2) Преосвящ. Филаретъ, въ Обзорѣ русской духовной литературы, кн. 2, въ статьѣ о ѲеоФанѣ Прокоповичѣ, написалъ: «М. Евгеній говоритъ, что будто ѲеоФанъ постриженъ въ Почаевскомъ православномъ монастырѣ въ православные монахи. Этого и бытъ не могло. Почаевскій монастырь еще прежде 1703 г. былъ не православнымъ, а уніатскимъ». Это не вѣрно. По извѣстнымъ намъ историческимъ памятникамъ, Почаевскій монастырь нахо¬ дился въ православіи съ основанія своего въ 1597 г. до 1712 г. Это доказываютъ
хранящіеся въ Почаевской лаврѣ ОФФиціальные документы, именно: а).Привид-
легія Августа II, которою онъ подтвержалъ права и Фундуши древняго и чу¬
дотворнаго Почаевскаго монастыря обряда греческаго, и, обезпечивая свободное сохраненіе вѣры восточной древней Церкви, отъ не запамятныхъ временъ без¬
прерывно и безпрепятственно въ ономъ монастырѣ содержимой, опредѣляетъ 10 т. червонныхъ денежнаго штрафа за нарушеніе какимъ быто ни было обра¬
зомъ этой привиллегіи. б) Манифестація, заявленная въ кременепкихъ город¬
скихъ актахъ, 1711 г. апрѣля 29 дня за № 2610, изъ которой видно, что въ По¬
чаевскомъ монастырѣ былъ, въ то время, еще православный игуменъ Іосифъ
Саевичъ; и в) Позывъ, 1712 г. въ первый разъ Базиліанами учинеиый и тогожъ
года сентября 15 дня въ луцкихъ городскихъ актахъ записанный подъ № 30,
въ которомъ эти новые обитатели Почаевскаго монастыря именуютъ уже свой
монастырь Конвентомъ, а начальника монастыря пришложопымъ, съ присово-