Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
6 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ новыхъ — Бембо1), Содалета2), Аонія, Палеарія, Латина-Лати-
ніума3), и другихъ. Ѳеофанъ говорилъ впослѣдствіи, что вьіше-
помянутый отецъ совѣтовалъ ему, какими писателями прилежнѣе
заниматься, и изъ нихъ почерпать противоядіе противъ пустыхъ
знаній. Занимаясь этими сочиненіями денно и нощно, онъ отказы¬
вался не рѣдко отъ пищи, и до такой степени превратилъ ихъ
въ свою плоть и кровь, что, казалось, овладѣлъ ихъ геніемъ. Слы¬
ша въ Римѣ, изъ устъ папы Иннокентія XII, публичныя проклятія
на лютеранъ, кальвинистовъ и прочихъ схизматиковъ, подъ кото¬
рыми разумѣются Русскіе, ненринявшіе уніи, онъ тайно смѣялся
надъ ними, какъ надъ пустымъ громомъ. А впослѣдствіи, гово¬
ритъ его біографъ, онъ открыто объявлялъ ихъ незаконными и, -
по праву возмездія, въ Москвѣ и Петербургѣ, въ Великій постъ,
часто громилъ анаѳемою противниковъ греческой церкви. Онъ
говорилъ-, что нигдѣ нѣтъ столько сомнѣвающихся въ истинѣ
христіанской религіи, какъ въ Италіи. Между тѣмъ онъ внима¬
тельно осматривалъ древній и новый Римъ, священные и свѣт¬
скіе памятники новаго и прежняго времени; изучалъ Форму пап¬
скаго управленія въ церковныхъ, гражданскихъ и военныхъ дѣ¬
лахъ и тонко примѣчалъ, что происходило при избраніи новаго
дапы Климента XI. Вышедши изъ Вѣчнаго города, онъ посѣтилъ Лавретанскій
дворецъ, откуда опять прошелъ чрезъ Бонону и прочіе, на пути
лежащіе, города. Но такъ какъ австрійскія и Французскія вой¬ х) Бембо, венеціанецъ, (1470—1547), епископъ Евгубіи и Бергама, возве¬
денный потомъ въ достоинство кардинала, извѣстенъ своею приверженностію
къ классической литературѣ и особенно къ Цицерону. Собраніе его стихотво¬
реній въ свое время пользовалось большою извѣстностію и имѣло вч> Италіи
многихъ комментаторовъ. 2) Яковъ Садолетъ (1478—1548), италіанецъ, современника» Еразма и другъ
Бембо, сначала секретарь ГІапы Льва X, потомъ епископъ Корпентрійскій и
кардиналъ, посвящалъ свое перо богословію, философіи, краснорѣчію и поэ¬
зіи. Стиль его отличается изяществомъ и чистотою древнихъ римскихъ писа¬
телей. Изъ богословскихъ сочиненій его извѣстны: толкованіе на Псалмы и
на посланія ап. Павла. 3) Латино-Латини (1513—1593), авторъ сочиненія ВіМіоНісса аасга сі рго-
Гапа, въ которомъ онъ собралъ и изложилъ варіанты, поправки и примѣчанія
къ сочиненіямъ Тертулліана и другихъ древнихъ писателей. Протестанты,
впрочемъ, укоряютъ его въ порчѣ древнихъ авторовъ.