Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 5 Проковичъ обучался краснорѣчію, поэзіи, философіи и изу¬
чалъ римскія древности, какъ христіанскія, такъ и языческія.
Впослѣдствіи онъ отзывался съ большою похвалою объ іезуитѣ,
начальникѣ коллегіи, отдавая справедливость какъ прекраснымъ
свойствамъ его ума, такъ и его благодѣяніямъ. Этотъ отецъ по¬
любилъ его за веселость нрава, живость и игривость ума, и взялъ
къ себѣ жить, отличая его особеннымъ довѣріемъ. Любопытно,
что онъ находилъ въ молодомъ Прокоповичѣ по внѣшности и уму
сходство съ папою Урбаномъ УІІІ. Сверхъ общихъ уроковъ,
онъ занимался съ нимъ приватно, лаская его съ отеческою любо¬
вію, и открылъ ему доступъ какъ въ ватиканскую, такъ и въ
другія городскія библіотеки. Но почтенный отецъ безуспѣшно
старался вовлечь его въ общество іезуитовъ, воспитателей юно¬
шества въ іезуитскихъ семинаріяхъ, или склонить къ принятію ка¬
кой-либо другой духовной должности. Прокоповичъ выслушалъ
полный курсъ аристотелической философіи и схоластическаго
богословія, и полную систему такъ называемыхъ у іезуитовъ
сазшш сопзсіепгіае. Послѣднихъ онъ не одобрялъ. Съ большею
охотою онъ изучалъ творенія отцовъ восточной и западной церк¬
ви и классическихъ писателей, которые всѣ имѣлъ неиспорчен¬
ными (§етіпоз, поп сазігаіоз)1). Онъ изучалъ въ краснорѣчіи —
Демосѳена Цицерона и Квинтиліана; въ героической поэзіи —
Виргилія; въ элегической — Овидія, въ сатирахъ — Ювенала;
въ одахъ — Горація, Катулла, Сарбіевія2); въ эпиграммахъ —
Марціала; въ исторіи—Ливія, Светонія, Саллюстія, Тацита; изъ *) Всѣ, читавшіяся въ іезуитскихъ школахъ, изданія классическихъ авто¬
ровъ, были изданія очищенныя (сазіл^аіае). (Учебныя заведенія Литвы до при¬
соединенія ея къ Россіи, въ Ж. М. Н. Пр. 1862 г. кн. X, отд. 2, стр. 78). 2) Казимгръ Сарбіевскій, польскій іезуитъ, родомъ изъ Мазовіи (1595—1640),
образовавшійся на изученіи классиковъ, преподавалъ съ блестящимъ успѣ¬
хомъ въ виленской іезуитской академіи словесныя науки, философію и бого¬
словіе. Папа Урбанъ ѴІТІ возложилъ на него лавровый вѣнокъ въ Римѣ и
приказалъ включить нѣкоторые изъ его гимновъ въ бревіарш. Его лириче¬
скія стихотворенія читались, объяснялись и заучивались наизустъ во всѣхъ
европейскихъ школахъ XVII столѣтія, наравнѣ съ одами Горація. (Журн. М.
Н. Пр. 1862 г. кн. X.: Учебныя Заведенія Литвы до присоединенія ея къ Рос¬
сіи). В*ь бывшихъ у насъ подъ руками семинарскихъ учебникахъ Реторики
XVII ст. мы очень часто встрѣчали стихи изъ Сарбіевія.