Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
4 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ стырѣ и о постриженіи въ немъ Ѳеофана; напротивъ онъ пишетъ,
что Ѳеофанъ изъ Кіева отправился въ польскій городъ Влади¬
міръ на Волыни, «и тамъ отъ уніатовъ постриженъ въ рясофоръ
монахомъ и началъ быть гонитель на благочестивую нашу пра¬
вославную восточную церковь. И за сію его ревность, уніатскій
епископъ, прозваніемъ Заленскій1), въ тамошнихъ училищахъ учи¬
нилъ его префектомъ и діакономъ поставилъ». Въ этомъ разсказѣ
нѣтъ ничего несообразнаго, исключая, можетъ быть прибавки,
Написанной подъ вліяніемъ страсти, о враждебномъ отношеніи
Ѳеофана къ православной церкви, въ бытность уніатомъ. Евге¬
ній понимаетъ дѣло проще, что Елиссей обратилъ на себя внима¬
ніе уніатскаго Владимірскаго епископа своими отмѣнными спо¬
собностями, вслѣдствіе чего и опредѣленъ былъ учителемъ поэзіи
и краснорѣчія. Чрезъ нѣсколько времени потомъ, какъ отлично даровитый и
дѣятельнѣйшій изъ товарищей, онъ посланъ былъ провинціаломъ
базиліанскаго ордена въ римскую академію, куда обыкновенно
посылались молодые и способные монахи, для усовершенствованія
въ богословскихъ и философскихъ наукахъ. Елиссей Прокоповичъ отправился чрезъ Вѣну, Штирію, сла¬
вянскія земли — Кроацію, Славонію, чрезъ Тироль, Павію, Фер-
рару, Анкону, Бону, Флоренцію и Пизу, и, наконецъ, прибылъ
въ Римъ, гдѣ иринятъ былъ въ коллегію св. Аѳанасія, учреж¬
денную въ концѣ XVI вѣка папою Григоріемъ ХПІ, собственно
для Грековъ и Славянъ, съ цѣлію католической пропаганды. Въ коллегіи ежедневно совершалось богослуженіе на грече¬
скомъ и славянскомъ языкахъ. Питомцы имѣли отъ папы все
необходимое для жизни и безплатно пользовались науками. Глав¬
нымъ начальникомъ коллегіи былъ іезуитъ. Молодые люди, по
окончаніи курса наукъ, посылаемы были въ разныя страны рим¬
ско-католической церкви и въ такъ называемыя рагіез іпЫе-
Іішп, чтобы заботиться, по мѣрѣ силъ, о соединеніи греческой
церкви съ латинскою, къ чему обязывались клятвою. *)*) Левъ Заленскій, прототроній кіевской митрополіи, епископъ Владимір¬
скій, по смерти кіевскаго митроп. Кипріана Жоховскаго, въ 1693 г., получилъ
отъ Яна Казиміра грамоту на администрацію митрополіи кіевской.