Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
128 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Кажется къ этому же сочиненію относится собственноручная
замѣтка Государя, сохранившаяся въ Кабинетныхъ бумагахъ:
«Впереди напечатать. Понеже многія пути спасенія не вѣдаютъ и
званіе свое ни во что ставятъ, но еще и суетѣ сего міра, а не
точію Божію опредѣленію приписуютъ, что и пословица есть, кто
пострижется — говорятъ—работалъ земному царю, а нынѣ по¬
шелъ работать Небесному; ктому же ханжи толкуютъ розно, иные;
ежели не покинетъ міра, не будешь чернецъ, не спасешься; иные:
надобно по вся дни всю службу церковную слушать, или по двѣ или
по три обѣдни на день; иные, когда кому въ путь ѣхать, напередъ
голоса въ два или три и болѣе выговариваютъ церковную службу
напередъ; иные многіе поклоны и правилы, оставя врученное имъ
дѣло и домоправленіе, дѣлаютъ, полагая въ томъ спасеніе» ’). Въ томъ же 1722 г. книга о блаженствахъ напечатана была
съ краткою, на концѣ выпискою, существенныхъ ея положеній,
для заучиванья на память. Каноническія сочиненія. Розыскъ историческій, коихъ ради винъ и въ Яковомъ ра¬
зумѣ были и нарицаются императоры римскіе, какъ языческіе,
такъ и христіанскіе, понтифексами или архіереями мноюбож-
наго закона. А въ законѣ христіанстѣмъ христіанскіе госуда¬
ри могутъ ли нарещися епископи и архіереи и въ какомъ разу¬
мѣй Спб. 1721. «Сему историческому розыску вину подалъ слу¬
чившій между нѣкоторыми любопытными разговоръ, понеже нѣ-
кіихъ было мнѣніе, будто христіанскіе цари нарицаются понтиФе-
ксами или архіереями христіанскаго закона, такожъ и великій Кон¬
стантинъ нареченъ былъ епископъ христіанскій въ томъ разумѣ,
въ которомъ нарицаются церковносвященства управители; того
ради честному сему любопытству послуяшлъ Ѳеофанъ, послѣдуя
прямую историческую истину». Результатъ изслѣдованія состоитъ
въ томъ, что христіанскіе государи имѣютъ право на управленіе
дѣлами Церкви, но что имъ неподобаетъ самимъ отправлять боже- * *)безъ указу изъ Сѵнода, понеже сами извѣстны, какое то небреженіе славѣ Бо¬
жіей въ лишнихъ церквахъ и множествѣ поповъ». *) Кабин. Дѣла, отд. I, кн. № 31, стр. 34.