Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 127 Какъ слѣдуетъ, скажутъ, что явилась икона гдѣ въ лѣсу или на
иномъ мѣстѣ, и явленіе было, чтобъ на томъ мѣстѣ монастырь
сдѣлать или пустыню, а монастырю безъ деревень быть нельзя,
какъ недавно такое дѣло было въ Преображенскомъ, что два
крестьянина пришли п сказали такое явленіе, чтобъ построить
монастырь и господина ихъ деревню тутъ отдать. — И тако сей
грѣхъ всѣ въ себѣ содержитъ, а изъ грѣховъ прочихъ не каж¬
дый можетъ, напримѣръ: колибъ разбойникъ сталъ ханжить,
ктобъ его въ артель принялъ? Когдабъ кто изъ шумницъ, кто
пришелъ на кабакъ святымъ образомъ, и не сталъ бы пить н
шалить съ ними, всѣ бъ отъ него побѣжали. КоТдабъ охотникъ
молодой до венуса пришолъ бы въ компанію дѣвицъ въ ханже¬
скомъ образѣ, ни у одной бы дружбы не сыскалъ. Когдабъ тать
такъ себя учинилъ, товарищей бы не нашолъ, понеже чаяли бъ,
что ихъ искушаетъ. И тако не всякой грѣхъ можетъ ханжество
употреблять при своемъ, а ханжа — все. Наконецъ Христосъ
Спаситель ничего апостоламъ своимъ боятися не велѣлъ, а сего
весьма велѣлъ: блюдитеся, рече, отъ кваса фарисейска, еже есть
лицемѣріе» 1). По этой программѣ, Петръ поручилъ Ѳеофану составить про¬
странное изложеніе христіанскаго ученія и благочестія, съ направ¬
леніемъ его противъ ханжей и лицемѣровъ. ѲеоФанъ написавши,
представилъ его Государю, бывшему въ ту пору въ астрахан¬
скомъ походѣ. Государь отвѣчалъ 13 іюля, 1722 года: «книгу о
блаженствахъ всю челъ, которая зѣло изрядна и прямой путь
христіанскій; только надлежитъ предисловіе сдѣлать, въ которомъ
разныя толкованія неправыя ханжевскія всѣ выяснить, дабы
читающій перво свой порокъ узналъ и потомъ пользу прямую и
истинную. Такожъ въ концѣ силу всей книги зѣло короткою вы¬
пискою безъ толку (понеже оный уже выше писанъ) положить,
дабы могъ на память оное имѣть, понеже всей книги на память
не возможно имѣть и, сочиня сіе, напечатать до возвращенія на¬
шего» 2). !) Кабин. Дѣла, I, № 31, л. 35—44. 2) Кабинет. Дѣда, II, кн. 62, стр. 795. На концѣ государева письма прибав¬
лено: «такожъ и того, что хотѣли исправить въ исповѣдяхъ. Также, чтобъ
какъ архіереи, такъ по монастырямъ и прочимъ мѣстамъ церквей не дѣлали