Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 125 или памятныхъ листкахъ Государя записано не одинъ разъ:
«чтобы написать книгу о ханжахъ, изъяснить блаженство, (кро¬
тость Давидову и проч.), что не такъ, какъ они думаютъ, и прн-
плесть къ требникамъ. А въ предисловіи явить то дѣльцомъ Ро¬
стовскаго съ товарищи 1). «Вытолковать, что всякому исполненіе закона есть спасеніе,
а не монашество, какъ въ Регламентѣ духовномъ объявлено»2).
Чтобъ требники переправить и въ нихъ кратко положить, что
есть путь спасенія, яко 10 заповѣдей и три главныя добродѣ¬
тели и прочее, и чтобъ отцы духовные спрашивали прежде
исповѣди (понеже тогда времени нѣть): умѣютъ ли они то и
знаютъ ли силу того? А не хуже, чтобъ у каждаго такая
книжка была, и когда придетъ постъ, чтобъ повиненъ всякій
предъ отцомъ духовнымъ, буде не наизусть, хотя по книгѣ
смотря, сказать онаго»3). Онъ самъ составилъ программу этого сочиненія, въ которой
сдѣлалъ коротенькій обзоръ десяти заповѣдей и, не нашедши
между ними заповѣди, запрещающей лицемѣріе, показалъ, что
оно запрещается всѣми заповѣдями, потому что содержитъ въ
себѣ грѣхи противъ всѣхъ заповѣдей. «■Вопросъ. Описавъ всѣ грѣхи противъ заповѣдей, одинъ токмо
нахожу грѣхъ лицемѣрія или ханжества не обрѣтающійся между
прочихъ вышешісанныхъ, что зѣло удивительно — чего для? Отвѣтъ. Того ради, понеже заповѣди суть разны, и преступ¬
леніи разны—противъ каждой; сей же грѣхъ всѣ вышеписанные
въ себѣ содержитъ, и такой онъ есть, что иной грѣхъ не можетъ
въ себѣ имѣть его, хотябъ и хотѣлъ, а сей зѣло удобно всѣ
имѣетъ. Вопросъ. Како сей грѣхъ всѣ грѣхи въ себѣ содержитъ, а
иніи не могутъ сего имѣть и которые? Отвѣтъ. Противъ первой — грѣхъ есть атеистство, который
въ ханжахъ есть Фундаментомъ, ибо первое ихъ дѣло — сказы¬
вать видѣнія, повелѣнія отъ Бога и чудеса, все вымышленныя, 1) Каб. Дѣла, Отд. I, кн. 31, стран. 239. 2) Каб. Дѣла, Отд. I, кн. 31,' стран. 58. 3) Каб. Дѣла, Отд. I, кн. 8Г, стран. 58.