Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 123 ство и дѣла его государевы въ предисловіи; 3) а гдѣ не въ бытіи
его что дѣлалось, то переправить такимъ образомъ, что писалъ
къ намъ генералъ тотъ-то именемъ и потомъ дѣло; 4) договоры,
трактаты и прочія приложенія въ концѣ подъ буквами, а наряду
по числамъ только означить кратко». Противъ этихъ замѣчаній слѣдуетъ собственноручное мнѣніе
ѲеоФана Прокоповича. «На первый и второй пункты мое нижеименованнаго мнѣніе.
Не кажется мнѣ быть лучше, да (бы) Історіа писана была отъ
лица государева, винъ ради слѣдующихъ: 1) Что кто и самъ о себѣ пишетъ повѣсть, то (по множай-
шимъ честнѣйшихъ таковыхъ авторовъ обычаямъ) пишетъ не
въ первомъ лицѣ—я или мы, но въ третьемъ, чего имѣемъ образы
и примѣры, какъ въ священномъ писаніи въ книгахъ Исхода,
Левитъ, Числъ и Второзаконія, которые Моисей писалъ: не го¬
воритъ о себѣ Моисей въ своемъ лицѣ, но аки бы иной нѣкто.
Такожъ Матѳей и Іоаннъ евангелисты—въ Евангеліяхъ своихъ,
гдѣ рѣчь имъ есть о себѣ самихъ. А -изъ историковъ внѣшнихъ,
Іулій Цесарь дѣла свои описуя, пишетъ въ третьемъ лицѣ, напри¬
мѣръ: Цесарь повелѣлъ (Цесарь устроилъ воинство и лроч.). 2) Самому себѣ въ своемъ лицѣ оказывать дѣйствія славныя
непристойно: напримѣръ о присутствіи государевѣ на баталіи при¬
стойно такъ писать: (тогда и самъ Петръ великое показалъ му¬
жество, ибо въ самомъ томъ огнѣ неотступно подвизался и проч.),
чего говорить первымъ лпцемъ (тогда и мы показали мужество и
проч.) неприлично. - 3) Несочиненное Государемъ слово писать подъ его лицемъ, и
то кажется не нуждно: еслижъ правдивое его величества сочиненіе
есть, то тому быть пристойно. ѲеоФанъ архіепископъ новгородскій. 4) Еще же и сіе на мысль приходитъ, что иногда бываетъ
въ повѣствованіп отъ забвенія погрѣшеніе: какъ напримѣръ,
объ одной армеи первѣе напечатано, что было войска 40,000, а
послѣ 20,000: и таковыя погрѣшенія отъ лица монаршаго ска¬
занные) были бы противъ высокой чести его.» За этимъ мнѣніемъ помѣщенъ текстъ рукописи на 194 ли¬
стахъ, съ поправками на первыхъ 20 листахъ ѲеоФана Прокопо¬
вича, а съ 21-го листа — неизвѣстно чьими. Поправки ѲеоФана