Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 3 зываетъ, откуда заимствовалъ его. Но что Элеазаръ сдѣлался
уніатомъ, это было въ порядкѣ вещей. Въ польскія училища не
принимали никого изъ восточнаго исповѣданія, и всѣ кіевскіе кол-
легіаты, доканчивавшіе свое образованіе въ польскихъ учили¬
щахъ, должны были дѣлаться уніатами. Стефанъ Яворскій так¬
же былъ уніатомъ, принявши имя Станислава и, по возвращеніи
въ Кіевъ, разрѣшенъ и принятъ въ церковное общеніе кіевскимъ
митрополитомъ Варлаамомъ Ясинскимъ *). Шереровъ біографъ ѲеоФана говоритъ, что Прокоповичъ,
уже достаточно образованный въ наукахъ, отправился изъ Кіе¬
ва сначала въ Львовъ, откуда, запасшись рекомендательными
письмами отъ православныхъ епископовъ, направилъ свой путь
въ Краковъ, гдѣ сдѣлался извѣстенъ нѣкоторымъ епископамъ и
профессорамъ. Маркеллъ Родышевскій, сначала пріятель, потомъ врагъ Ѳео¬
фана, ничего не говоритъ ни о Львовѣ, ни о Битевскомъ мона- т) Въ біографіи Стефана, приложенной къ Камню Вѣры, сказано: «Вар¬
лаамъ митрополитъ посла его въ Польшу для наученія»* Авторъ Молотка на
Камень Вѣры замѣчаетъ на это: «здѣ хотя не упоминаетъ, въ какое училище,
но всѣмъ извѣстно, что въ Польшѣ нигдѣ иныхъ высокихъ училищъ нѣтъ,
кромѣ езуитовъ; ибо точно показуетъ: уже наученъ бысть философіи и бого¬
словіи. И отъ сего точно видимъ, что онъ не греческаго, но римскаго закона;
понеже сборище папежское жестоко запрещаетъ богословіи учить не токмо
иновѣрныхъ, но и въ ихъ законѣ родившихся, ежели прежде не тяжкою клят¬
вою утвердятъ папу имѣть за главу и ихъ ересь утверждать и защищать да¬
же до смерти. Сейже учился сначала въ Львовѣ, лежащемъ въ Малороссіи, а
потомъ въ Познанѣ въ Великой Польшѣ у езуитовъ, и тако во оный законъ
езуитскій дѣйствительно вступилъ». Арсеній Маціевичь, возражая на это за¬
мѣчаніе, пишетъ: «хотя Стефанъ, бѣльцомъ будучи, и у езуитовъ учился, одна¬
ко когда къ Церкви, матери своей, паки возвратился, и Церковь, о чадѣхъ сво¬
ихъ состраждущая и Отцу небесному сообразная, примѣромъ блуднаго сына,
Стефана приняла и властію ключей Христовыхъ простила и разрѣшила». Возраженіе на лашквиль лютеранскій, нареченный Молотокъ на Камень
Вѣры. Прав. Обозр. 1860 г. т. III, стр. 582). Палладій Роговскій, воспитанникъ и
потомъ начальникъ московской академіи, отправившись за границу для обра¬
зованія, также принялъ католичество: «азъ же, говоритъ онъ самъ, желая до¬
стигнуты высшихъ наукъ, присягнулг^ и тако отступство отъ благочестивыя
вѣры учинихъ не сердцемъ, но едиными усты сотворихъ, наукъ ради». (Древн.
Росс. Вивл. т. XVIII, стр. 159). Возвратившись въ Россію онъ принесъ раская¬
ніе въ своемъ невольномъ отступничествѣ и принятъ въ общеніе православ¬
ной церкви. (Палладій Роговскій, въ Прав. Обозр. 1868 г. т. X, стр. 162—167) 1*' • '