Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
2 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ваніями, съ живымъ и острымъ умомъ, съ отличной памятью
въ немъ соединялись прекрасная наружность, живой и привлека¬
тельный взглядъ и звонкій голосъ. За это послѣднее преимуще¬
ство онъ выбранъ былъ въ регенты пѣвческаго хора1). Знакомымъ съ состояніемъ кіевской академія въ концѣ'XVII
вѣка извѣстно, что она, при своемъ схоластическомъ направленіи,
не могла дать многаго своимъ воспитанникамъ. Однакожъ въ ней
были наставники, способные возбудить любовь къ наукѣ и обра¬
зованію въ своихъ слушателяхъ. Со времени Петра Могилы
въ ней вѣяло свѣжимъ духомъ* Нѣкоторые наставники посѣщали
польскіе университеты. Борьба съ католиками и іезуитами вно¬
сила въ сухую схоластическую .науку живой элементъ, безъ со¬
мнѣнія благотворно дѣйствовавшій на образованіе. Элеазаръ усвоилъ себѣ лучшее, что могъ найти въ академіи
— любовь къ образованію; но такъ какъ его любознательность
не находила тамъ себѣ полнаго удовлетворенія, то онъ, по окон¬
чаніи Философскаго курса, вслѣдъ за другими лучшими воспитан¬
никами академіи, отправился, для продолженія своего образованія,
за рубежъ — въ польскія училища2). У м. Евгенія находимъ извѣстіе, что Элеазаръ, по выходѣ
изъ Кіева, вступилъ въ братство Битевскаго базиліанскаго мо¬
настыря, сдѣлался уніатомъ и постриженъ въ монашество съ име¬
немъ Елиссея. Что это былъ за монастырь, какое значеніе имѣлъ
онъ въ церковномъ или ученомъ отношеніи, и почему Элеазаръ
предпочелъ его другимъ уніатскимъ монастырямъ, въ которыхъ
были лучшія школы — мы не знаемъ; да и свѣдѣніе это встрѣ¬
чаемъ только у одного Евгенія, который, по обычаю, не пока¬ «ОЪ ѵосеш зопогаш ргаесепіогет іп сЬого е§Н; аіеа аіііяцие геЬия Ішііе-
гіз пипфіат ргаесШиз». Это послѣднее замѣчаніе Ѳео<і>аиова біографа сдѣлано,
вѣроятно, съ цѣлію предупредить и отстранить возможныя подозрѣнія на
счетъ поведенія Ѳеофана въ пѣвческомъ архіерейскомъ хорѣ, какъ средѣ, за¬
ключавшей въ-себѣ немного образоватсльныхч» элементовъ; о чемъ замѣчено
и въ сатирѣ, современнаго ѲеоФану, поэта Кантемира: «иль трезвыхъ видѣть
пѣвчихъ въ епископскомъ домѣ»; и въ примѣчаніи къ этому стиху: «изъ ста
архіерейскихъ пѣвчихъ въ епископскомъ домѣ рѣдко десятерыхъ не пьяныхъ
сыщешь». (Сат. 5, ст. 230. Библіогр. Записки, т. I, стр. 600. 1858 г.) 2) Годомъ его отправленія за границу въ ІІІереровой біографіи показангь
1694 г., у м. Евгенія 1698 г. По свидѣтельству первой онъ пробылъ за гра¬
ницей около шести лѣтъ; по показанію м. Евгенія — три года.