Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 109 ботаю тебѣ и николиже заповѣдь твою преступихъ и не дослу-
жихся козляте. Шеетьнадесять лѣта уже, отяѣлнже понужденъ
есмь отъ вашея царскія, Богомъ данныя, власти въ приставни¬
кахъ быти дому Божія. Сіе послушаніе, аще и не по силѣ моей,
но я, надѣяся на милость Божію и на милость вашего царскаго
величества, воспріяхъ, и толикія тяжести по нуждѣ не отре-
кохся. Служба же моя и трудишка на семъ послушаніи единому
Богу совершенно вѣдомы суть, а отчасти и вашему царскому
величеству мню быти не тайпы, на которыхъ силу, здравіе, бо¬
дрость, а близко того и житіе погубилъ; чувства вся, а наипаче
зрѣніе потемнѣло; нозѣ зѣло ослабѣша; въ рукахъ персты хи-
рагма покривила; камень замучилъ; прочая же оскудѣнія здра¬
вія. моего неприлично мнѣ являти. Обаче во всѣхъ сихъ бѣдствахъ
моихъ единою точію милостію вашего царскаго величества и
благопризрѣніемъ отеческимъ утѣшахся, и вся горести моя тѣмъ
сахаромъ усладишася. Нынѣ же, егда вижу лице вашего цар¬
скаго величества отъ меня отвращено и милость не по прежнему,
истину глаголю, яко отъ печали сокрушихся и къ болѣзнямъ бо¬
лѣзнь умножися и умножатися не престаетъ. Гдѣ суть милости
твоя древнія, Господи! Откуда сія измѣна? Казанье ли мое ви¬
новно есть, которое отъ непріязненныхъ людей, ищущихъ моея
погибели, криво и не по правдѣ толковано есть? Или дѣло настоя¬
щее раскольническое, о немъ же, по званіи моемъ, дерзнулъ воз-
двигнутися и перомъ и языкомъ? Но оба сія, аще пріидутъ на
праведное мѣрило, не имутъ толикія тяжести, коликую для тѣхъ
тяжесть терплю на сердцѣ моемъ. Казанье мое, Богъ сердцевѣ¬
децъ, было намѣреніемъ благимъ, къ исправленію и созиданію ду¬
ховному россійскаго народа, а царскимъ лицамъ ниже помышле¬
ніе было. И оттолѣ уже по запрещенію и умолчахъ, и впредь
молчати готовъ. Ей, говорити казанье трудно, а молчать вельми
легко.—Въ дѣлѣ же раскольническомъ надѣялся я благодарствія,
а не гнѣва; понеже не безъ трудовъ мнѣ было книги протнвуихъ
писатн и съ непокорствомъ тѣхъ братися, и толикая тщательства
ко утоленію бури и къ тишинѣ Церкви Божія п всего государ¬
ства воспрінмати. Сія ли есть моя вина? А званіе пастырское
господне? Не апостолъ ли глаголетъ: проповѣдуй слово, пастой
блаювременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли. Не той