Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
104 ОЕОФЛНЪ ПРОКОПОВИЧЪ лезныхъ вымысловъ нѣкоторыхъ лидъ духовныхъ въ такомъ упо¬
требленіи, что предъ св. иконами, внѣ церкви стоящими (на внѣш¬
нихъ церковныхъ стѣнахъ и на градскихъ вратахъ) вживаются и
нощію и днемъ свѣіци безъ всякаго молитвословія, а нѣкоторые
невѣжды, оставивши посвященные молитвенные храмы, призы¬
ваютъ предъ тѣ внѣшнія иконы невѣждъ священниковъ, и молит-
ствуютъ на распутіяхъ и торжищахъ, гдѣ всегдашнее много-
народное бываетъ собраніе, и явное чинятъ православнымъ церк¬
вамъ презрѣніе, а пнославнымъ даютъ причину укорительнаго на
благочестіе порицанія; притомъ же дошло разсужденіе и о по¬
строенныхъ на горницахъ и перекресткахъ, въ селѣхъ и въ дру-
гихъ мѣстахъ часовняхъ, которымъ быть отнюдь нѳ надлежитъ,
понеже часовни всегда правильнымъ церквамъ препятіемъ бы¬
ваютъ, ибо нѣкоторые невѣжды и суевѣрны не такъ имѣютъ при¬
лежаніе къ церквамъ, какъ къ часовнямъ, а раскольникамъ и про¬
тивному ихъ мнѣнію не малый способъ есть, ибо они, по своему
невѣженному упрямству и умовредной прелести отчуждающеся
св. церквей, могутъ приходить въ тѣ часовни, аки въ нѣкоторыя
своп мольбища и отправляемую тамъ по своему суемпѣнію мольбу
почитать за правильную церковную службу, согласно пригово¬
рили: предъ вышепомянутымп, внѣ церквей стоящими иконами,
мольбы и свѣщевозженія, тамо безвременно и .безъ потребы бы-
ваемая, весьма возбранить; также и часовенъ отнынѣ въ пока¬
занныхъ мѣстахъ не строить, и построенныя деревянныя разо¬
брать, а каменныя употребить на иныя потребы тѣмъ, кто оныя
строилъ»'). Въ Москвѣ этотъ указъ произвелъ сильное волненіе.
Берхгольцъ пишетъ, что онъ (указъ) очень удивилъ и поразилъ
здѣшнюю чернь и многихъ старыхъ русскихъ вельможъ* 2). — Въ
апрѣлѣ, по случаю переложенія въ новую раку мощей св. Кирил¬
ла бѣлоозерскаго, св. Сѵнодъ приказалъ объявить всенародно,
«чтобъ никто ложныхъ и самомнѣиныхъ чудесъ никакими образы
вымышлятыі притворно ко онымъ мощамъ причитать и къ народ¬
ному соблазну оглашать не дерзалъ». !) Дѣла архива св. Су йода, 1722, № 133. 2) Берхгольпд, Дневникъ, ч. II, стр. 192.