Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 103 какое обѣщаніе, тотъ самъ приходилъ бы въ монастыри и
въ церкви по обѣту. Также смотрѣть, чтобъ съ образами
по Москвѣ, по городамъ и уѣздамъ, для собиранія на церковь
или на церковное строеніе, отнюдь не ходили; и кто будутъ хо¬
дить, тѣхъ брать въ приказъ церковныхъ дѣлъ и слѣдовать.
Гдѣ явятся въ домахъ чудотворные образы, слѣдовать о томъ
подлинно духовнымъ управителямъ, въ которыхъ годѣхъ и ка¬
кія отъ котораго образа были чудеса и кѣмъ явно; и ежели та¬
ковые образы по достовѣрному слѣдованію гдѣ явятся, и тѣ обра¬
зы брать въ соборныя церкви и въ монастыри, а въ домахъ от¬
нюдь не держать». — 23 Февраля: «во всѣхъ всероссійскаго го¬
сударства монастыряхъ колоколовъ не дѣлать изъ казны мона¬
стырской, а ежели гдѣ есть разбитые, то и тѣхъ безъ повели¬
тельнаго указа изъ св. Сѵнода не передѣлывать и въ строеніе
тѣхъ колоколовъ чрезъ собирателей — прошаковъ денегъ и про¬
чаго не собирать и нигдѣ не просить; а ежели кто вкладчики бу¬
дутъ въ тѣ монастыри колокола или иное что давать, и то прини¬
мать не запрещается; а о старыхъ разбитыхъ колоколахъ при¬
сылать въ Сѵнодъ донесенія»... «Въ Чудовѣ монастырѣ продается
приходящимъ людемъ нѣкакой медъ, собственнымъ его чудотвор-
цевымъ называемый; а въ церкви Василія Блаженнаго употреб¬
ляется въ продажу нѣкакое масло и въ почтеніи содержится; и
въ другихъ монастыряхъ и церквахъ подобныя той продажѣ бы¬
ваютъ. Также во многихъ монастыряхъ и церквахъ обрѣтаются
будто чудотворцевъ нѣкакихъ вериги, которыя возлагаютъ, якобы
для исцѣленія, на младенцевъ, но не безъ скверноприбытной выма-
ны. И разсудивше опасно, что такимъ продажамъ быть не подо¬
баетъ, согласно приговорили: такія продажи, яко подозрительныя и
не подлежащія, весьма пресѣчь, дабы отнюдь никто ничего выше¬
означеннаго, что за святыню почитается, продавать не дерзалъ, подъ
лишеніемъ сана своего и подъ потеряніемъ движимаго и недвижима¬
го имѣнія. А вериги, вездѣ обрѣтающіяся, присылать въ св. Сѵнодъ
безъ всякой утайки, при доношеніяхъ»1).—Марта 28 св. Сѵнодъ,
«имѣя совѣтный разговоръ о не полезномъ и слову Божію несоглас¬
номъ обычаѣ, который начался и утвердился отъ невѣждъ и непо- *)*) Москва, 1722. Пекарскаго, Наука и Литература, ч. II, стр. 546—547.