Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
102 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ваютъ водою, и въ рѣкахъ и въ прудахъ купаютъ. И хотя сіе
простой народъ дѣлаетъ себѣ будто за забаву праздничную, од¬
нако отъ той суетной забавы дѣлается не токмо здоровью, но и
животу человѣческому тщета, ибо онымъ отъ невѣждъ купа¬
ніемъ въ глубинахъ иногда людей потопляютъ или разбиваютъ, а
сонныхъ и хмѣльныхъ внезапнымъ обліяніемъ ума лишаютъ;
ктомужъ будто бы воспоминаютъ мерзкихъ идоловъ, въ нихъ же
былъ нѣкій идолъ Купало, емуже народъ на великъ день прино¬
сили жертву онымъ купаніемъ; того ради оный богопротивный
и животъ вредящій обычай весьма истребить». Въ декабрѣ 1721 г. предписано было монастырскимъ властямъ,
архимандритамъ и игуменамъ, «чтобы въ монастыри затворниковъ
и ханжей и съ колтунами отнюдь не принимать и не держать».
Въ слѣдующемъ 1722 г. продолжались законоположенія и распо¬
ряженія св. Сѵнода въ томъ же преобразовательномъ духѣ. Въ про¬
долженіе всего этого года св. Сѵнодъ находился въ Москвѣ, гдѣ
былъ тогда Дворъ и, въ самомъ центрѣ всѣхъ древнерусскихъ
выраженій религіозной и нравственной жизни, наблюдалъ различ¬
ныя проявленія суевѣрія и ложно понимаемаго благочестія. Ука¬
зы св. Сѵнода, отсѣкавшіе эти наросты на религіозной вѣрѣ
русскаго народа, замѣчательны даже въ историческомъ отно¬
шеніи, потому что знакомятъ насъ съ нравственнымъ уровнемъ
народной жизни этой эпохи.—Января 19 состоялся указъ, кото¬
рымъ запрещалось «привѣшивать къ образамъ привѣсы, т. е.
золотыя и серебряныя монеты и копѣйки и всякую казну и
прочаго приношенаго. Усердствующимъ на такія приношенія
велѣно было изъяснять, что на монетахъ иностранныхъ тако¬
выя лица выбиты бываютъ, которымъ при иконахъ святыхъ
неподобаетъ быти; а отъ серегъ и прочихъ таковыхъ при¬
вѣсовъ иконамъ- чинится бозобразіе, а отъ ииославныхъ уко¬
ризна и нареканіе на св. Церковь наноситься можетъ»1). — Фев¬
раля 22 послѣдовалъ запретительный указъ, «чтобы въ Мо¬
сквѣ и въ городахъ изъ монастырей и приходскихъ мѣстныхъ
церквей ни съ какими образами къ мѣстнымъ жителямъ въ до-
мы отнюдь не ходить, подъ опасеніемъ штра<і>а. Если же кому *)*) М. 1722. Поля. Собр. Зак. VI, № 3888 и 3975.