Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
90 ОЕОФЛПЪ ГІРОКОІІОВІІЧЪ всеуссрдія моего бллгодарпть и выну за васъ и за всю вашу Фа¬
милію всеприлежио Бога молить» 1). Вышепомянѵтый грекъ Фандербекъ не находитъ словъ къ вос-
хваленію его учености и проповѣдническаго дара2); но, по край- 1) Кабпнет. дѣла И, 80 л. 106. —Еще прежде того, тотчасъ послѣ назначенія
въ Сѵнодъ, онъ подалъ прошеніе, въ которомъ откровенно объяснялъ свои
виды: «понеже всю сея церкви іерархію суду и правленію св. пр. Сѵнода бого¬
мудрый нашъ Императоръ вручилъ есть: чего ради и отъ всея церковныя іе¬
рархіи судей сихъ избрати премудрѣ постави въ своихъ регламентахъ. Быть же
лицамъ разнаго чина—архіереомъ, архимандритомъ, игуменомъ, протопопомъ.
Азъ же единымъ милосердіемъ его жъ имп. величества и благопріятнымъ из¬
воленіемъ св. Сѵнода, единъ отъ судей сихъ есмь, обаче ни единаго изъ выше-
реченныхъ титуловъ не имѣю. Чего ради всепокорственнѣ прошу св. пр. Сѵ¬
нодъ, да удостоити благоволитъ мя, аще и ничтоже заслуженнаго, игуменскимъ
титуломъ, обаче не по обычаю грековъ или римлянъ, иже титулъ даютъ безъ
прибытка, но по обычаю россіянъ, купно дающихъ титулъ съ прибыткомъ.
О чемъ же паче молю, да милостивѣйшаго нашего Императора уставленія ис¬
полнятся, ово въ подписаніяхъ да не явлюсь азъ единъ без^ титула, ово же
да не возинится маѣ, яко ложнѣ ношу монашескія одежды. Чего ради да со¬
благоволите меня удостоить монашескимъ чиномъ въ монастырѣ, по своему ми¬
лостивому разсужденію.» —7 Февраля 1722 г. св. Синодъ поручилъ симоновскому
архимандриту постричь его въ монашество и потомъ назначилъ толгскимъ игу¬
меномъ. (Дѣла архива св. Синода, 1722 г. № 444). 2) «Не могу умолчать о красѣ нашей Греціи, знаменитѣйшемъ архимандритѣ
Аѳанасіѣ Кондоиди, мужѣ глубоко-ученомъ, которому мало найдется соперни-
ковъ-эллинистовъ. Пока ученость будетъ имѣть хоть какую нибудь цѣну, онъ
всегда найдетъ себѣ славу. Аѳанасій образовалъ свои превосходныя способно¬
сти въ италіанскихъ лицеяхъ. Лишь только онъ вышелъ изъ школьныхъ стѣнъ
и началъ академическую жизнь, какъ все свое блаженство сталъ находить
въ пріобрѣтеніи познаній и началъ ставить для себя священною обязанностію
преподаваніе уроковъ. Сдѣлавшись профессоромъ и принявъ на себя званіе
проповѣдника, онъ съ такимъ огромнымъ успѣхомъ занимался тою и другою
Филологіею, что, еще бывши юношею, наполнилъ славою своею всю Грецію.
Онъ всюду находилъ для себя отечество, потому что всюду приносилъ съ со¬
бою патріотическія достоинства. Патріархи и предстоятели Восточной церкви
утѣшались, смотря на него. Любимый музами, ревнуемый мудрыми людьми,
уважаемый великими государями, молдавскій господарь Кантеміръ принялъ
его къ ссбѣ и, на самыхъ завидныхъ условіяхъ, поручилъ ему воспитаніе своихъ
дѣтей. Отсюда онъ былъ вызванъ профессоромъ въ московскую греко-латино-
россійскую академію. Великій императоръ Петръ съ богословской каѳедры
перевелъ его въ Петербургъ и сдѣлалъ его членомъ св. Сѵнода. Сочиненія
историко-церковныя и философско-6огословскія, которыя онъ написалъ но по¬
рученію двора, и въ которыхъ открывается вся его ученость, можетъ быть
скоро выйдутъ въ свѣтъ и непремѣнно еще болѣе увеличатъ его славу»..—«Что
это за сочиненія Кондоиди — спрашиваетъ преоев. Филаретъ въ Обзорѣ рус-