Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
80 ей женѣ и началъ по прежнему проповѣдывать противъ «ереси
Никоновой». Повсюду, въ городахъ и въ селахъ, въ церквахъ
и на торжищахъ, раздавалась его энергическая, страстная рѣчь
и имѣла сильное вліяніе на народъ. Не даромъ Игнатій, митр.
Тобольскій и Сибирскій, писалъ впослѣдствіи: «кто изречетъ
оныя хулы, яже сіи скверніи человѣцы, Аввакумъ и Астоменъ,
изрыгаша, и какова чадѣнія, оирѣчь угару, прежде въ Россіи,
потомъ же и въ Сибирской сей странѣ не исполниша» 9°). > Очень можетъ быть, что въ этой проповѣднической дѣятель¬
ности помогали Аввакуму и прежнія его духовныя дѣти, при¬
нявшія его въ Тобольскѣ съ большою радостью. Во время сво¬
его пребыванія въ этомъ городѣ Аввакумъ видѣлся съ Юріемъ
Крнжаничемъ, который намъ разсказываетъ объ этой встрѣчѣ
слѣдующимъ образомъ: «Аввакумъ тѣми (егда его изъ Дауровъ
къ Москвѣ везяху) пославъ по мене, изшедъ ко мнѣ на крилцѣ,
хотящу рнѣ на лѣстницу ступити и взыти, рече: не ходи сѣмо,
стой тамо и исповѣдай, каковыя еси вѣры? Азъ же рекохъ: бла¬
гослови, отче; онъ же отвѣща: не благословлю, исповѣждь пер-
вѣе свою вѣру. Азъ отвѣщахъ: отче честный, азъ вѣрую все,
еже вѣруетъ святая апостольская, соборная церковь, и іерей¬
ское благословеніе пріемлю въ честь и прошу его въ честь и о
вѣрѣ есмь готовъ справиться предъ архіереемъ, а предъ тобою
путникомъ (и еже еси о вѣрѣ сумнѣнный) нѣсть мнѣ что про¬
странно о вѣрѣ глаголати, ни справлятися; аще ты не благо-
словиши, благословитъ Богъ. И оста съ Богомъ». Такая встрѣча,
въ которой высказалась унаслѣдованная отъ предковъ нетерпи¬
мость и брезгливость Аввакума къ латинскому попу, не могла
не произвести очень неблагопріятнаго впечатлѣнія на Крижа-
нича, и онъ замѣчаетъ по этому поводу: «Видите лиг отцы, не
бяше ли той вашъ апостолъ изъ числа оныхъ, иже глаголютъ:
далеко буди отъ мене, не прикасайся мнѣ; той со Симономъ
Фарисеемъ и со Іудою Маріи Магдалины и Господа не осудилъ
ли бы, егда она приступаше и Господни ноги цѣловаше?»аі). Проживъ зиму въ Тобольскѣ, Аввакумъ поѣхалъ въ Москву *)*) Мат. V, стр. бб—68, 60—61. Три окружныя посланія Игнатія, митр.
Сибирскаго, стр, 109. 21) Крижаничъ. Обличеніе Соловецкой челобитной, перев. Поликарпова,
стр. 66—67. I ОідШіесІ Ьу Ьоояіе