Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
55 Приведенныя слова Никона будто бы обратили на себя вниманіе
Іоны, митр. Ростовскаго и др. лидъ, и по доносу о нихъ Неро-
нова царю было назначено слѣдствіе, и съ этой цѣлью черезъ
нѣсколько дней собрался новый соборъ. Обвиненіе въ дерзкихъ
словахъ о царѣ, взводимое Нероновымъ на Никона, не подтвер¬
дилось. По изложенію «Росписи», на этомъ соборѣ произошло
слѣдующее преніе Неронова съ патріархомъ Никономъ. Патріархъ сказалъ: «Я кромѣ Евангелія ничѣмъ не сужу». — «Во святомъ Евангеліи,—возразилъ Нероновъ;—написано:
Господь рече, любите враги ваша, добро творите ненавидящимъ
васъ, — а тебѣ, если кто добра хочетъ, ты и тѣхъ ненавидишь;
клеветниковъ же и шопотниковъ любишь и жалуешь, и слуша¬
ешь; если тебѣ на кого наклевещутъ, хоть за 500—1000 верстъ,
ты вѣришь. Про богомольцевъ, со словъ клеветниковъ, говоришь,
что они нечестивые; то-то и то-то дѣлаютъ, а Стефанъ протопопъ
н я имъ потакаемъ. Не слѣдуетъ тебѣ оглашать, не провѣривъ
уѣла черезъ истинныхъ свидѣтелей». — «Я сужу по правиламъ св. апостолъ и св. отецъ. — «Въ правилахъ написано: клеветникомъ вѣры не яти, а
сыскавъ истинными свидѣтелями; а сыскавъ, клеветникомъ нака¬
занія чинити безъ пощадѣнія. А тебѣ явно клевещутъ на добрыхъ
людей, и ты вѣришь». Въ споръ вмѣшался протодіаконъ Григорій съ товарищами,
стали укорять Неронова, будто у него жена неистова, а сынъ
укралъ у чудотворнаго образа Казанской Божіей Матери серьги,
пожертвованныя царицей. Нероновъ не выдержалъ: — «Доселѣ, ты называлъ протодіакона и другихъ твоихъ со¬
вѣтниковъ нынѣшнихъ врагами Божіими и раззоригелями закона
Божьяго, а теперь они у тебя на соборѣ добрые люди. Прежде
ты имѣлъ совѣтъ съ протопопомъ Стефаномъ и его любимыми
совѣтниками, часто ты пріѣзжалъ въ домъ къ Стефану и лю¬
безно о всякомъ дѣлѣ бесѣдовалъ, когда ты былъ еще игуме¬
номъ, архимандритомъ, митрополитомъ. Когда государъ присылалъ
иныхъ богомольцевъ къ покойному Іосифу патріарху для постав¬
ленія въ разныя духовныя должности, ты съ Стефаномъ бы¬
валъ въ совѣтѣ и не прекословилъ, не говорилъ на поставленіи
не аксіосъ, т. е. недостоинъ. Тогда у тебя всѣ были непорочными,
а теперь тѣ же люди стали недостойны. За что тебѣ теперь про¬
топопъ Стефанъ сталъ врагомъ? Вездѣ ты его поносишь, уко¬ Оідііігесі Ьу