Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
44 себѣ, нежели Алексѣю Михайловичу и Россіи, захотѣлъ бы захва¬
тить со своими погаными нѣмцами больше власти и произвелъ
бы у насъ великую смуту* *. Москвичи думали, что, живя вмѣстѣ
съ иноземцами, они подвергаются опасности утратить свое ста*
ринное правовѣріе и испортить свой національный обликъ. Ука¬
зывали на необходимость самобытнаго развитіи: «въкоейждо странѣ
свой обычай», писалъ патріархъ Іосифъ въ окружномъ посланіи
къ духовенству и мірянамъ, не приходитъ чужой законъ въ дру¬
гую страну, но каждая своего обычая законъ держитъ». Ординъ-к
Нащокинъ говорилъ: «что намъ за дѣло до обычаевъ иноземныхъ,
ихъ платье не по насъ, и наше* не по нихъ» 68). Тѣмъ болѣе страшнымъ казался этотъ наплывъ всякихъ за¬
падныхъ новшествъ, что въ это время возбуждалось тревожное
ожиданіе кончины міра, вслѣдствіе предсказанія въ «Кирилло¬
вой книгѣ» второго Христова прихода, «иже имать быти во ось-
момъ вѣцѣ»59). Это же предсказаніе о наступленіи антихристова
царства еще подробнѣе изложено въ 30-й главѣ «Книги о вѣрѣ».
Тамъ говорится: «тѣмже всегда въ памяти своей намъ всѣмъ
православнымъ подобаетъ имѣти прежде бывшія вины и сему
внимати, яко по тысящи лѣтъ по воплощеніи Божія Олова,
Римъ отпаде со всѣми западными странами отъ восточныя цер-
кве, въ пятьсотное же девятьдесятъ пятое лѣто по тысящи
жителіе въ Малой Русіи къ римскому костелу приступили и на
всей воли римскаго папы заручную грамоту дали ему. Се второе
оторваніе христіанъ отъ восточныя церкве. Оберегая же сіе пи¬
шетъ: егда исполнится 1666 лѣтъ, да не чтобы отъ преже быв¬
шихъ винъ зло нѣкако не пострадати и намъ, но покаяніемъ
Бога умилостивити и милость его къ намъ себѣ привлещи» °°).
Изъ этого видно, что время это было переходное и, какъ обык¬
новенно бываетъ, исполненное всеобщаго напряженія и тревогъ
за будущее. Уже теперь приготовлялась почва для раскола, но
покуда еще сохранялось равновѣсіе между требованіями испра¬
вителей и ихъ противниковъ, хотя можно было предвидѣть, что
нуженъ незначительный толчокъ, чтобы его нарушить. Такой толчокъ вскорѣ представился. Случилось важное собы¬ м) Щаповъ. Русскій расколъ старообрядства, стр. 102.
") Кириллова книга, л. 2 об. / *°) Книга о вѣрѣ, д. 136 об. * / ОідШіесІ Ьу ѵ^оодіе