Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
43 покупаютъ дворы и дворовыя мѣста дорогой цѣной, передъ рус¬
скими людьми вдвое и больше, и отъ этихъ нѣмцевъ приходы
ихъ пустѣютъ». Жалуясь на такое положеніе дѣлъ, духовенство
просило запретить нѣмцамъ покупать дворы и учинить особый
указъ о старыхъ дворахъ и относительно кирокъ8в). Интересны споры, происходившіе въ концѣ царствованія Ми-
хайла Ѳеодоровича, по вопросу о переходѣ въ православіе коро¬
левича датскаго Вальдемара. Со стороны протестантовъ тутъ
ясно высказались пропагандистскіе замыслы, встрѣтившіе, правда,
рѣшительный отпоръ въ средѣ московскаго духовенства и народа.
При этихъ спорахъ представители православія оказались стоя¬
щими на высотѣ своей задачи: они такъ спокойно и такъ умѣло
вели свое дѣло, что протестантамъ очень трудно было имъ воз¬
ражать, и часто отвѣчали они на вѣскіе доводы православныхъ
полемистовъ лишь пустыми и грубыми насмѣшками. Но не этой
стороной своей имѣютъ для насъ значеніе эти диспуты: они
представляются намъ высоко интересными по тому вниманію,
съ которымъ за нийи слѣдили люди всѣхъ слоевъ общества.
Посольскій приказъ оказался тѣснымъ для преній, въ которыхъ
приняли участіе «всѣ елико лучились инокосвященники и міряне,
иже едлинскому языку и божественному писанію, и церковному
чину, и догматовъ божественныхъ вѣдцы»67). Съ сильнымъ и
тревожнымъ вниманіемъ наблюдали русскіе люди за ходомъ этихъ
преній, потому что тутъ, по ихъ взгляду, ставился вопросъ объ
ихъ самобытности, которая отождествлялась для нихъ съ право¬
славною вѣрою; приходилось защищать сврй вѣками созданный
домашній и общественный строй жизни, свои вѣрованія и убѣ¬
жденія. Авторъ «Повѣсти о внезапной кончинѣ Михаила Ѳеодо¬
ровича» говоритъ: «не безъ причины всевидящій Богъ не допу¬
стилъ Вальдемара до крещенія, — отъ него, когда бы онъ кре¬
стился и женился законнымъ бракомъ съ царской дочерью,
великая бы была бѣда и крамола всему православному христіан¬
ству и всему великому государству смута и раздоръ. Лишь бы
отошелъ Михаилъ Ѳеодоровичъ, какъ этотъ, желая больше добра ®®) Цвѣтаевъ. Протестанты и протестантство въ Россіи, стр. 71—73, 250—261.
97) Ив. Соколовъ. Отнош. протѳст. къ Россіи въ XVI и XVII вв., стр.
99—128. Цвѣтаевъ. Прот. въ Россіи, стр. 478—611, Макарій. Ист. русс. цер¬
кви, т. XI, стр. 106—114, Соловьѳвъ^Ист. Россіи, кн. П, ст. 1265—1284. ОідШгесІ Ьу Ьоодіе