Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
41 обычаи; нѣкоторые бояре выпускаютъ своихъ женъ изъ тере¬
мовъ; царицы ѣздятъ въ открытыхъ экипажахъ; многіе молодые
люди брѣютъ бороду, курятъ и нюхаютъ проклятое заморское
зеліе, табакъ; для государева двора покупаются въ большомъ
количествѣ заграничныя вина и пряности, требуются пудами та¬
бачные листья и зерна, выписываются карты; иностранцевъ при¬
нимаютъ въ знатныхъ домахъ, съ ними любятъ иногда побесѣ¬
довать. Являются, правда, какъ исключенія, но всеже являются
личности вродѣ кн. Ивана Хворостинина, которыя уже прямо
высказываютъ полное презрѣніе къ своему родному быту и пре¬
клоняются передъ иноземными новшествами. Бъ указѣ царя и
патріарха отъ 1623 г. говорилось, что кн. Хворостининъ, под¬
вергшійся сильному латино-польскому вліянію въ Смутное время,
не позволялъ людямъ своимъ ходить въ верковь, «а которые
пойдутъ, тѣхъ билъ и мучилъ, говорилъ, что молиться не для
чего»; держалъ у себя много образовъ латинскаго письма и много
латинскихъ еретическихъ книгъ; собирался уѣхать въ Литву и
нарядиться тамъ по-гусарски; говорилъ, что въ Москвѣ и людей
нѣть, народъ все глупый, жить ему не съ кѣмъ, и поэтому онъ
хочетъ уѣхать въ'Римъ или въ Литву. Въ книжкахъ его со¬
чиненія, писанныхъ стихами, найдены великія укоризны рус¬
скимъ людямъ, что они сѣютъ землю рожью, а живутъ все
ложью, что ему пріобщенія съ ними нѣтъ никакого53). Рядомъ
съ этимъ фактомъ можно ‘поставить и эпизодъ съ отсылкой рус¬
скихъ молодыхъ людей въ Англію при Борисѣ Годуновѣ, ѣздив¬
шій въ Англію въ-1615 г., подьячій Грязевъ доносилъ, что
англичане скрываютъ этихъ русскихъ людей и привели ихъ
всѣхъ въ свою вѣру; одного изъ нихъ, Никифора Олферьева
сына Григорьева, поставили въ попы и живетъ онъ у нихъ въ
Лондонѣ, а другой въ Ирландіи секретаремъ королевскимъ, тре¬
тій въ Индіи въ торговлѣ отъ гостей. Никифоръ за англійскихъ
гостей, которые ходятъ на Русь, молитъ Бога, что вывезли его
оттуда, а на православную вѣру говоритъ многую хулу54). 53) Соловьевъ. Ист. Россіи, кн. II, ст. 1372—1373. Макарій. Ист. русск.
церкви, т. XI, стр. 69—61. Платоновъ. Др. рус. повѣсти и сказанія о Снут.
времени, стр. 182—203. Пѣтуховъ. Изъ исторіи рус. лит. ХѴП вѣка, стр. 16—22. м) Соловьевъ, кн. II, ст. 1103. Цвѣтаевъ. Протестантство и протестанты
въ Россіи, стр. 700-701. ОідШгесІ Ьу