Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
35 мои духовные Иванъ Озеровъ и Перфилій Зеркальниковъ про¬
сятся въ Кіевъ учиться». Я ему говорилъ: «Не отпускай, Бога
ради,-—Богъ на твоей душѣ за это взыщетъ»,—а Ѳома говоритъ:
«Радъ бы не отпустить, да они безпрестанно со слезами про¬
сятся, и меня мало слушаютъ и ни во что ставятъ». Потомъ
Лукьянъ и Иванъ про боярина Бориса Ивановича Морозова го¬
ворили между собою тихонько: «Борисъ де Ивановичъ держитъ
отца духовнаго для прилики людской и началъ жаловать кіев¬
лянъ, а это уже явное дѣло, что туда же уклонился къ такимъ
же ересямъ»44). Этотъ разговоръ ярко характеризуетъ настрое¬
ніе московскаго общества того времени. Московскіе люди къ са¬
мому установленію школы относились, по всему вѣроятію, не
особенно сочувственно, и какъ бы въ подтвержденіе своихъ опа¬
сеній, они замѣчаютъ, что молодые люди, ихъ дѣти, попавшіе
въ эту школу, совершенно отрываются отъ нихъ, просятся со
слезами въ Кіевъ и скептически относятся къ авторитету бла¬
гочестивыхъ протопоповъ, пользующихся такимъ почетомъ при
дворѣ и въ духовномъ мірѣ, осмѣливаются про нихъ говорить, что
они «враки Бракуютъ». Можно предполагать въ этомъ разговорѣ и
отголосокъ сужденій самихъ благочестивыхъ протопоповъ, Ивана,
Степана и др., которымъ не нравилась конкурренція ученыхъ
кіевлянъ, смотрѣвшихъ на нихъ съ высока, какъ на невѣждъ;
но при этомъ нельзя не замѣтить, что эти сужденія находили
для себя вполнѣ подготовленную почву въ томъ тревожномъ
настроеніи, которое охватывало москвичей при усиливавшемся
наплывѣ западныхъ новшествъ. Окончательное установленіе у насъ въ XVI в. сильнаго го¬
сударства, обращавшаго на себя вниманіе и Западной Европы и
Востока и ставившаго себѣ обширныя политическія задачи «треть¬
яго Рима», должно было предъявить къ народу требованія очень
большихъ жертвъ, которыя значительно увеличиваются въ ХѴП
столѣтіи. На счетъ народа все болѣе и болѣе усиливалась цен¬
трализація политическая и экономическая въ Москвѣ, заглушая
старинныя земскія, областныя начала. Голосъ земли, раздавав¬
шійся съ такою силою въ Смутное время и на соборахъ и ока¬
завшій великую услугу развитію русской государственности, ста¬
новится менѣе слышнымъ, а по областямъ административное за- **)**) Макарій. Ист. рус. церкви, XI, стр, 134—136, 8* Оідііііесі Ьу Слоскпе