Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
155 писанными греческими архіереами и александрійскаго Паисія соборнымъ
дѣяніемъ лобызающими рімское нечестіе, и даннымъ ему отъ нихъ на во¬
прошеніе его отвѣтомъ укрѣпився—повелѣ напечатати книги, насыпанныя
безчисленными новинами йлремѣн&ми. Йзъ нихъ же поне главныя и знатнѣйшія всему народу нремѣны, и на
древнее благочестіе великія хулы и клятвы исполненныя всякаго гажденія
здѣ ноказати потщуся. Яко вмѣсто трисоставнаго креста Христова дво-
частный крестъ, а по древнімъ исторіямъ именуемый римскій крыжъ, во
всѣхъ священнодѣйствіяхъ воображенъ имѣти. Вмѣсто двоперстнаго сло¬
женія, тринерстнымъ знаменоватися, а пятиперстнымъ благословяти.
Вмѣсто пишемаго и глаголемаго имени Спасова Ісусъ, съ приложеніемъ
иты, Іисусъ глаголати. Вмѣсто сугубыя алдидуіи трегубое съ приглаше¬
ніемъ «слава тебѣ, Боже», нѣти. Церковная же околохожденія противъ,
а не по солнцу творити, и литургію на пяти, а не на седми просфирахъ
сдужити повелѣвающія. Прочая же множайшая новины и премѣны, яже
въ тѣхъ книгахъ просыиа, ихъ же песка число превосходитъ, о тѣхъ нынѣ,
за краткость слова, молчаніемъ претекаю,о богохулныхъ же его клятвахъ,
хотя мало, и вкратцѣ объявлю. Понеже с вышепоказанными восточными
веирями, а не архіереами, согласнвся, двоперстнаго сложенія не убояся
армейскимъ, несторіанскимъ, хиромантіею нарещн, и не крестящихся тремя
персты, тяжкими клятвами и анафемами обложити, и отлученныхъ отъ
Отца и Сына и Святаго Духа имѣти не вострепета окаянный. Не слыша убо
сей глухій аспидъ о святомъ двоперстномъ сложеніи древнихъ святыхъ
учителей греческихъ Ѳеодорита, Петра Дамаскина, Никифора Панагіота,
Мелетіа патріарха, и премудраго Максима Грека, писанныхъ ивга и дѣй-
ствуемыхъ преданіи. Невидѣ той, отъ чрева матерня потемнѣлый душев¬
ными очима, слѣпецъ, на святыхъ чюдотворныхъ иконахъ писанныхъ апо-
столом Лукою и святымъ Петромъ митрополитомъ Московскимъ, п на про¬
чихъ безчисленныхъ Греческихъ и Россійскихъ чюдотворныхъ иконахъ,
такожде и въ харатейныхъ старопнсанныхъ книгахъ воображенныхъ бла-
гословлящихъ и знаменающихся двѣма перстома рукъ, сквозѣ туманъ по¬
мраченнаго своего нечестія узрѣти невозможе. Такожде не ощути никогда
же разслабленный душевными членами люторскія и калвинскія темныя пре¬
лести пасторъ, съ сложеніемъ дву перстовъ на знаменіе креста лежащихъ
во гробѣхъ святыхъ нетлѣнныхъ мощей. Но яко бѣсный песъ,лающь свя¬
тыхъ угодниковъ божіихъ, и кленущь преданіе ихъ держащихъ, всѣмъ но-
казовашеся. Подобнѣ объюродѣвъ, позабы принесенный тщаніемъ его отъ
Палестины, ііо подобію и мѣрѣ самого животворящаго креста Христова со¬
дѣланный трисоставный крестъ, иже и до нынѣ стоитъ въ созданнѣмъ отъ
него Крестномъ монастырѣ. Его же отъ всѣхъ церковныхъ священнодѣй¬
ствій отринувъ, возлюби римскими латинами и восточными новолюбнте-
леми почитаемый двочастный крестъ, или удобѣе рещи крыжъ. Тѣмъ бо
крестомъ четвероконечнымъ узаконоположиша вся тайны церковныя дѣй- Оідііігесі Ьу і^оодіе