Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
162. тонъ п царское дозволеніе о тонъ ннъ объяви: еже они слышавше, мяяху
правдѣ быти, согласно цареву дозволенію, о справѣ книгъ ооднисаша. По совершеніи же того собора, повелѣваетъ изъ всѣхъ россійскихъ
епархіи изъ книгохранителницъ собрата древнія греческія и сдавенскія
харатейныя книги, яко бы для свидѣтельства и согласія съ ники печат¬
ныхъ московскихъ книгъ, въ мысли же своей имѣя лукавое пронырство,
аще рече, будутъ обраны отъ всюду древнія книги, не откуду будетъ со-
брати обличенія на его просыпанныя новины. Синъ же тако бывающимъ, бысть у великаго государя съ полскимъ и
литовскимъ королемъ брань. Ктомужъ Божіимъ попущеніемъ, во ономъ
71()2-мъ году явися смертоносная мороваго повѣтрія язва, въ ней же мало
нс вси изомроша. Ніконъ же не взирая на таковую Божіяго гнѣва ярость, едино точію
въ разумѣ имѣя, древнее отеческое благочестіе истребити, а инославное
римское нечестіе утвердите. И того ради посылаетъ о томъ посланіе къ
Паисіи, патріарху Александрійскому тѣми же латинскими новинами (яко
же глаголетъ Проскинитаріи) убѣжденному, съ Мануиломъ грекомъ, уже
отторгшимся древняго греческаго благочестія: да возможетъ представши
самодержцу, и всему россійскому освѣщенному собору, яко не самъ собою
сія новшества вводити начинаетъ, но по согласію вселенскаго патріарха. Той же Александрійскій нардосъ, посланіе Ніконово, яко нѣкую слад¬
чайшую поглотивъ снѣдь (издавна бо желаніе Россію отъ благочестія обна-
жити), и собираетъ свой соборъ, иротивный восточнѣй древней каѳоли-
честѣй церкви. И составивъ соборное дѣяніе, присылаетъ къ Нікону въ
лѣто 7163. И въ томъ своемъ посланіи крыетъ ножъ отступленія, медомъ
именованія точію древности, а не самою истины вещію помазанъ. Ніконъ же, подучивъ желаемое, собираетъ паки соборъ, на немъ же
самъ государь царь присутствоваше, съ нимъ же Ніконъ предсѣдатель-
ствоваше п при нихъ гречестіи архіереи, уже зараженніи латинскаго отсту¬
пленія моровою душевною язвою: Макарій патріархъ антіохійскій, Гавріилъ
патріархъ сербскій, Григорій митрополитъ никейскій, Гедеонъ, митропо¬
литъ сучавскій, съ россійскими митрополиты архіепископы и еннскоиы,
со архимандриты и игуменами и протопопами, и съ прочпмисвященносду-
жителми, и присланное отъ патріарха Паисіи соборное дѣяніе предъ всѣмп
ими ирочтеся, въ немъ же явное отступленіе древняго греческаго право¬
славія всѣмъ иоказася. Сія вся бывшій на томъ соборѣ россіистіи архіереи и прочій священнін
мужіе слышавше, мнози божественною ревностію распаляеми, уязвляхуся
жалостно о древлецерковномъ благочестіи, въ нихъ же бѣяху храбріи хри¬
стіанскаго полка воеводы: преосвященный Павелъ, епископъ Коломенскій,
священнопротоиопъ Аввакумъ и теплый вѣрою іерей Лазарь и премудрый
вѣтія, діаконъ Ѳеодоръ и Іоаннъ Нероновъ, рекомый Насѣдка, всеприлѣж-
ный священнаго писанія снискатель, иже прежде бывый при Іосифѣ патрі- Оідііііес) Ьу Ьоодіе